21-03-2009

RUSSIAN FOOD&DRINKS MARKET MAGAZINE: Икра заморская, баклажанная

Компания inFOLIO Research Group в сентябре 2008 года завершила исследование конъюнктуры российского и мирового рынка овощей и консервов из них. Отечественный рынок рассматривался более подробно на примере сетевого ритейла Москвы и Московской области. Объем выборки составляет 31 торговую сеть в столице и 16 – в области; всего было исследовано 300 торговых объектов. На основании полученной информации был составлен прогноз дальнейшего развития производства этой продукции в РФ.

Мировой рынок

Лидерами в производстве овощных консервов являются 12 стран мира. В общем распределении объемов производства лидирует Испания – ее доля составляет 25,9% (рис. 1). Далее следуют Венгрия и Украина с практически равными долями – соответственно 15,2 и 15%. Россия занимает четвертое место – на долю нашей страны приходится 13,1% мирового производства этой продукции. Суммарная доля остальных стран-производителей, не вошедших в общий рейтинг, не превышает 0,3%. В числе таких стран – Вьетнам, Словения, Узбекистан, Таиланд и Китай.

Российский рынок

Вследствие того, что в России невозможно выращивать овощи круглый год, в неурожайные периоды консервы импортируют или изготавливают из замороженных овощей. На качество конечного продукта процесс заморозки практически не влияет – этот фактор влияет только на цену.

Многие российские хозяйства не готовы к построению собственной сырьевой базы, и это притом, что отечественное сырье повысило бы рентабельность этого бизнеса во много раз. При грамотной организации бизнеса рентабельность производства полного цикла может составить 40–60%. Одной из основных проблем в агропромышленном хозяйстве является низкий уровень технологичности производства и отсутствие системы образования кадров для отрасли овощеводства в российских регионах.

Около 28% производства овощных консервов приходится на Центральный федеральный округ, а в Приволжском ФО производят 6% всего объема овощных консервов.

По состоянию на 2008 год, доля Ростовской области в производстве овощных консервов составила 6%. В Ростовской области консервная отрасль, в которой насчитывается 11 компаний, уже несколько лет подряд не может похвастаться успехами. Наибольшие неудачи в сезоне 2007-2008 годов постигли ООО «Агрофирма «Красный сад», где выпуск продукции составил всего 31,8% от уровня прошлого года, и ЗАО «Обильное», которое практически остановило свою работу.

Одна из наиболее весомых причин низкого спроса на плодоовощные консервы – существующий стереотип о «неполезности» консервированных плодов. Производители опровергают это устоявшееся мнение, стремятся разрабатывать и внедрять технологии и рецептуры, максимально сохраняющие питательные свойства овощей и фруктов, сводя к минимуму использование консервантов и других химических добавок.

Крупными игроками, контролирующими большую часть отечественного рынка плодоовощных консервов, в настоящее время являются западные компании – французские, американские и немецкие. В ряду наиболее активных игроков стоит отметить французские компании Bonduelle Group (ТМ «Бондюэль»), Le Groupe Cecab (ТМ D’Aucy), американскую General Mills, Inc. (ТМ Green Giant) и немецкую Lorado International GmbH. Обороты этих игроков рынка ежегодно растут на 20-30%. Значительная доля рынка принадлежит производителям из Вьетнама, Китая, Таиланда, специализирующимся в основном на фруктовых консервах.

Характерным явлением для российского рынка овощных консервов является «овощная инфляция», в результате которой существенно дорожает сырье, а, следовательно – и сами консервы. За первые 4 месяца 2008 года цена на овощи выросла на 41%, при инфляции в 6,3%. Это почти на треть больше, чем годом ранее, когда рост цен составил 29,1%. По данным Росстата, лидером роста стала капуста – в апреле 2008 года по сравнению с декабрем 2007-го ее цена увеличилась на 83%, а также морковь, свекла и картофель – цена этих овощей за тот же период выросла соответственно на 47, 34 и 33%. В МЭРТ (Министерство экономического развития торговли РФ) «овощную инфляцию» объясняют стагнацией российского производства и ростом доли импорта, который в 2008 году составил 12% против 7% в 2006-м.

Розничная торговля в Москве и Московской области

Согласно данным об уровне дистрибьюции овощных консервов в розничной торговле Москвы и Московской области, наиболее популярными являются фасоль, огурцы, горох, кукуруза, лечо и оливки. Показатели представленности этих товарных групп колеблются в диапазоне от 90 до 100% торговых точек. Такое лидерство не является неожиданным, учитывая тот факт, что эта продукция используется россиянами в основном для приготовления закусок и салатов.

Наибольшая доля по уровню дистрибьюции овощных консервов в целом – как в столице, так и в области – принадлежит марке «Бондюэль», продукция которой присутствует практически во всех исследованных сетях.

В товарной группе «аджика» представлены всего 4 марки. Возглавляет совокупный рейтинг марок аджики ТМ «Верес» (ООО «Верес Фуд», Москва) – на момент исследования она присутствовала в 76,9% торговых точек. На втором месте располагается ТМ «Пиканта» (ООО «Натуральный продукт», Москва) с уровнем дистрибьюции 38,5%.

Как показало исследование, продукция компаний Solvex-Mira OOD (Болгария) и СП «Миколенд» (Украина-Германия-Россия) представлена исключительно в столице, а ООО «ЭкоФудс» (г. Кострома), Консервный холдинг «ПомидорПром» и «Хайнц Россия» – только по области.

Число фирм – производителей овощных консервов в исследованном секторе розничных сетей Москвы и области равно 65, в то время как число марок не превышает 75. Таким образом, в среднем на одну компанию приходится одна марка. Поэтому доли производителей по количеству марок в сетевом ритейле столицы и области очень малы. Наибольшие доли принадлежат Euroliva S.A., Olive Line International S.L. (Испания) и «Миколенд» – доля каждого из этих производителей составляет около 5%. Отметим, что большая часть ассортимента этих игроков рынка приходится на продукцию товарной группы «оливки».

Особенностью рынка московского региона является то, что в четверке товарных групп, лидирующих по количеству SKU*, находится кукуруза, а не горох, как в совокупном и областном распределениях. В целом же тройка лидеров во всех регионах неизменна: оливки, фасоль и огурцы – их доли по количеству SKU составляют соответственно 24,3, 14,6 и 14,1% (рис. 2).

По признаку ГОСТ/ТУ большая часть овощных консервов представлена без маркировки. Так, в Москве наиболее часто встречается продукция именно этой категории – на нее приходится 88,5% ассортимента, а доли консервов с ГОСТ и ТУ практически равны – соответственно 6,2 и 5,3%. По области же лидирует продукция со знаком ГОСТ – ее доля составляет 56,8% ассортимента. Показатель представленности немаркированных консервов значительно ниже – он составляет 37%.

По количеству фейсингов, то есть единиц продукции, видимых покупателю, наиболее широко представлены овощные консервы в упаковке с крышками easy-open фасовкой 420 граммов – на нее приходится 60,4% ассортимента магазинов в Москве и 39,6% в области. Совокупное количество фейсингов** равно 3045, что составляет 13,9% общего количества фейсингов плодоовощных консервов.

В формате «гипермаркет» чаще всего встречается консервированная продукция в упаковке easy-open и в стеклянных банках с крышками twist-off: в столице она представлена в 4 из 13, а в области – в 2 из 3 исследовавшихся гипермаркетов.

По доле паллетной выкладки в сетевом ритейле Москвы и области со 100-процентным показателем*** лидируют марки Mikado (I. Schmidt GmbH, Германия) и Sunny Hippo (ЗАО «Санни Хиппо», Москва). Продукция этих марок представлена только в 2 товарных группах: Mikado – в группе «икра», а Sunny Hippo –в группе «томаты».

Собственные стенды, как в столице, так и по области, в основном используются маркой«Европейские» (ООО «Слимфуд», Москва) – в группе «огурцы» и маркой Stollenwerk (J. & W. Stollenwerk OHG, Германия) – в группе «перец».

Наибольшее количество SKU по Москве представлено в супермаркетах – 180 во всех торговых точках, а наименьшее – 18 – в формате «премиум», к которому относятся такие сети, как «Ежик» и «Азбука вкуса». По области наибольшее число SKU также встречается в супермаркетах – 69, а наименьшее – в гипермаркетах и магазинах у дома – по 17 SKU в каждом. Отметим, что распределение SKU по Московской области во многом повторяет столичное, но со значительно меньшим количеством представленных SKU.

Тенденции и перспективы

В перспективе ожидается консолидация российского рынка овощных консервов, в результате чего расстановка сил изменится в пользу крупных отечественных и иностранных компаний. Однако при этом неизменным останется главное: большая часть «отечественных» овощных консервов по-прежнему будет производиться за пределами нашей страны.

СНОСКА * SKU (Stock Keeping Unit) число ассортиментных позиций каждого производителя в разрезе товарных групп.

 СНОСКА ** То есть общее число видимых покупателю единиц продукции в упаковке с крышками easy-open фасовкой 420 граммов.

СНОСКА *** То есть во всех исследованных торговых объектах, в которых представлена продукция данной компании, имеется ее паллетная выкладка.

Владимир Евменов,ведущий аналитик inFOLIO Research Group

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO