30-08-2010

LIFE&MARKET: Прибыльный небизнес

В рамках закона о бюджетных организациях, который в мае 2010 года подписал президент Дмитрий Медведев, и детсады, и школы, и государственные вузы получили право заниматься деятельностью, приносящей доход. Общественность в панике от такого поворота в реформе образования. Высказываются опасения, что учебный процесс со временем полностью станет коммерческим, а директора погрязнут в гонке за деньгами. Life&Market решил выяснить, возможны ли сверхприбыли в сфере образования и насколько они легитимны.

Блеф на беспочвенной основе

Полностью на казенном содержании, по мнению экспертов, останутся лишь детские дома, школы при колониях, для детей с физическими и психическими пороками, а также малокомплектные образовательные учреждения. Для остальных в законе предложен относительно независимый статус – «автономный», АОУ (автономное образовательное учреждение). Инициаторы нововведений уверяют, что АОУ по-прежнему будут получать бюджетное финансирование в рамках образовательных стандартов (см. таблицу «В рамках закона»). Впрочем, новый статус якобы подарит организациям-бюджетникам финансовую свободу в плане оказания платных услуг, привлечения инвестиций, распоряжения имуществом. И самое главное – появится возможность тратить доходы по своему усмотрению (к примеру, переносить годовой остаток денежных средств на следующий период, а не обнулять его, как требовалось ранее).

«Новая система позволит не только экономить, но и использовать сэкономленные средства на то, что нужно в данный момент. Говорить о том, что с вступлением в силу этого закона в школе бесплатными останутся только русский язык, математика и физкультура – все равно что сводить всю суть ЕГЭ к ответу на вопрос "Какого цвета были глаза у лошади Вронского?"», – цитирует слова министра образования Андрея Фурсенко «Российская газета».

«Заработанные деньги школы смогут направлять на развитие учреждения, учебных программ, зарплату сотрудникам. Не вижу в этом ничего плохого, – объяснила Валентина Березина, начальник Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки. – И раньше школам разрешалось на добровольной основе привлекать учащихся на дополнительные платные занятия. Почему-то наше общество в любых законодательных нововведениях привыкло видеть лишь негатив. Это блеф, это пока абсолютно на беспочвенной основе. СМИ порой раздувают огонь не там, где это нужно».

В беседе с Life&Market преподаватели и руководители школ действительно не могли четко аргументировать свои опасения по поводу того, что их оставят без должного бюджетного финансирования и придется зарабатывать на чем только можно. Все аргументы сводились к фразам типа «а если вдруг», «может быть», «не исключено, что». Просто уже привыкли к тому, что любая благая инициатива может обернуться бедой в нашей стране.

«Сегодня наши чиновники говорят одно, а завтра – совсем другое. Нет гарантий, что через год или два бюджетное финансирование образования не снизится, – сетует Екатерина Арутюнян, заместитель директора Любовниковской средней школы Рязанской области. – Мы резко отрицательно относимся к нововведениям, потому что директор в АОУ фактически становится менеджером, он будет ломать голову, как заработать деньги, а не как совершенствовать учебный процесс. Вот у нас дети сельские, их родители нищенствуют. С них ничего не возьмешь. Абсурдно, но местное сельхозпредприятие уже предложило нам сходу один вариант заработка – откармливать бычков».

За предпринимательским опытом в сфере образования мы решили обратиться к частным учреждениям, которые уже не первый год учат и воспитывают детей полностью на деньги их родителей. Все собеседники в один голос заявляли, что сфера образования и бизнес – вещи несовместимые. Их слова подтвердила эксперт Федерального центра образовательного законодательства Мария Смирнова: «Бизнес – предпринимательская деятельность, направленная исключительно на привлечение прибыли. Законом запрещено регистрировать образовательное учреждение как коммерческую организацию. На счетах частных детсадов, школ, вузов могут накапливаться средства, но учредители не вправе присвоить их. Деньги можно направить только на деятельность организации».

Коммерческий детский сад

Данный рынок делится на частные и домашние (семейного типа) детские сады. Схожи они лишь в одном – владельцем является частное лицо. Частных садиков на порядок меньше, в Москве их не больше 20, по информации портала vsesadiki.ru. Эти организации действуют строго в рамках закона «Об образовании», обязаны иметь государственную лицензию и помещение, соответствующее стандартам дошкольного образования. Процесс получения документов – сложный и длительный. К тому же немного находится смельчаков, готовых арендовать целое малоэтажное здание с прилегающей закрытой территорией.

Куда проще с детсадами домашними. Сегодня в условиях резкого дефицита мест в бюджетных дошкольных заведениях организация «домашних» форм – вариант для учредителей беспроигрышный (в столице, по данным газеты «Коммерсантъ», с 1991 года количество ведомственных садов сократилось с 1046 примерно до 150!). Наталья Гаврилова, владелец семейного детсада, считает, что вскоре в Москве количество «частников» превысит число государственных детских садов: «Только в районе Митино таких, как мы, уже около 15. Желающих поручить нам воспитание детей на платной основе более чем достаточно. В группе всего 8 человек, домашняя еда, интересные занятия».

Понятие «домашний детский сад» в российском законодательстве отсутствует. Но войти в правовое поле вполне можно благодаря статье закона «Об образовании» об индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Она рассматривается как предпринимательская, облагается налогами, но не подлежит лицензированию. Работать без статуса предпринимателя, просто приводить в съемную квартиру детей и за ними присматривать, практически невозможно. «Всегда находятся "доброжелатели", которые начинают "стучать". Стоило мне найти квартиру, как тут же стали наведываться люди с проверками», – рассказывает Гаврилова.

Немаловажно, что индивидуальная педагогическая деятельность, согласно закону, не предполагает найма иных работников, а реализуется исключительно самим предпринимателем. То есть труд всех привлеченных дополнительно психологов, нянечек, воспитателей в семейных садиках фактически нелегален. Любой официальный договор чреват штрафами для владельца. Еще одной проблемой могут стать соседи. Если они пожалуются в милицию на шум из квартиры с детьми, предпринимателю грозит наказание по Кодексу РФ об административных нарушениях (статья «Нарушение правил пользования жилыми помещениями»).

Расходы и доходы

20 000 рублей в месяц – средняя стоимость пребывания одного ребенка в частном или домашнем детсаду в Москве. Если ребенок болеет, деньги все равно придется вносить, правда, за вычетом стоимости питания. Допускается компенсировать плату мебелью, продуктами, учебными пособиями, игрушками и т.п.

25 000 рублей – средняя зарплата сотрудника в коммерческих дошкольных учреждениях.

В среднем 400 000 рублей в месяц необходимо для аренды у муниципальных властей малоэтажного здания (примерно 300–400 кв. м, 6 кв. м нужно для каждого ребенка в частном детском саду согласно госстандартам) с прилегающей закрытой территорией.

55 000–100 000 рублей в месяц – стоимость аренды 4-комнатной квартиры в Москве для домашнего детского сада.

400 000 рублей в месяц – примерная доходная часть учредителя домашнего детского сада, состоящая из взносов родителей (для садика с двумя группами по 10 человек: 20 000 х 20 детей = 400 000). Из них максимум 100 000 рублей уйдет на аренду, 100 000 рублей – на зарплату сотрудникам (2 воспитателя, нянечка, повар: 25 000 х 4 = 100 000), максимум 100 000 рублей уйдет на высококлассное питание (ресторанного типа), в итоге 100 000 – возможная ежемесячная прибыль частного предпринимателя без учета налогов. Чтобы разнообразить программу пребывания в саду, многие в разовом порядке приглашают артистов, психологов, массажистов, медсестру и т.п. А это еще одна статья расходов.

В разговоре с Life&Market игроки рынка сообщили, что данная сфера деятельности является более продуктивной, если сразу создать сеть: один детсад для малышей, другой – для «середнячков», третий – для шестилеток с активной подготовкой к школе. Лучшей рекламой садика считается «сарафанное радио», когда одни родители делятся опытом с другими. Интернет и газеты работают слабее.

Популярные платные услуги в бюджетных детских садах (средняя стоимость в месяц с человека в Москве)

Хореография – 200 рублей

Английский язык – 300 рублей

Массаж – 300 рублей

Около 160 000 рублей – максимальный доход от платных услуг (при общей комплектации садика в 200 человек)

Частные средние школы

Бум развития частного среднего образования в России пришелся на 90-е годы. Поначалу такие учебные заведения имели статус кооператива и свободно распоряжались заработанными деньгами. Но в 1992 году новый закон «Об образовании» обязал их перейти в статус некоммерческого предприятия и существенно ограничил схемы распределения доходов.

Вступительные и ежемесячные взносы, спонсорская помощь, государственные дотации, гранты – все это легитимно включается в доходную часть частной школы. Все «частники» обязаны получить лицензию на право вести образовательную деятельность. Большинство имеют и государственную аккредитацию (с правом выдавать аттестаты гособразца). Раньше аккредитация была особенно актуальна, так как давала право на дотации из бюджета. На каждого ученика выделялось более 5000 рублей в квартал. Но в 2005 году все льготы отменили. Однако власти Москвы и Подмосковья сохранили некоторые дотации и льготы частным школам по сей день.

«Сегодня "частников" в данном сегменте рынка по Москве, по нашим данным, не более 150. За последние 5–8 лет их число сократилось почти вдвое, – рассказывает Life&Market Александр Моисеев, директор Ассоциации негосударственных образовательных организаций регионов РФ. – Свой отпечаток наложил финансовый кризис, а также столичные власти, которые стали отнимать у коммерческих школ помещения детских садов, отданные им ранее в аренду. Теперь ради одних детей страдают другие».

Перспективным направлением, по мнению экспертов, может стать учреждение коммерческих школ в коттеджных подмосковных поселках. Около 70% покупателей домов экономкласса готовы отдать ребенка в платную школу, которая находится рядом (согласно данным журнала «Свой бизнес»). По словам Моисеева, развитием частного среднего образования занимаются отнюдь не бизнесмены. Как правило, это преподаватели или родители, которых «достали советские учебные программы» и которые предложили альтернативу. «Чтобы как-то выделяться и конкурировать, у каждой школы должна быть своя программа, главная образовательная идея, – говорит учредитель центра образования "Личность" Сергей Леонов. – Нам непросто набирать преподавателей. Время поменялось, а в педагогических вузах специалистов готовят по старым программам. Старшее поколение педагогов с трудом воспринимает образовательные новшества. В частных школах у преподавателя, как правило, полный рабочий день, с утра до вечера, больше обязанностей и ответственности».

Расходы и доходы

30 000 рублей в месяц – средняя стоимость пребывания одного ребенка в частной школе в Москве. Цена во многом зависит от района. Вблизи Рублевского шоссе или в центре сумма может доходить до 100 000 рублей.

35 000 рублей в месяц – средняя зарплата сотрудника коммерческого школьного учреждения.

100 000–200 000 рублей – среднемесячная прибыль классической частной средней школы, 400 000 – элитарной.

Составляющие дохода столичных школ

3–7% – вступительные платежи

70% – ежемесячная плата за обучение

15–20% – гранты и спонсорская помощь

2–5% – дополнительные занятия

На аренду помещения уходит треть доходной части.

Сегодня в сфере образовательных услуг активно действуют и школы с разветвленной системой финансирования. Как правило, это государственные учреждения, активно практикующие платные услуги. Например, в подмосковном Реутове есть лицей и гимназия, где с 12 до 15 часов дня дети получают дополнительное образование: углубленно изучают математику, иностранный язык, психологию, занимаются ритмикой, хореографией. Стоит это от 1500 до 3000 рублей в месяц. Причем отказаться от этих предметов невозможно даже первоклашкам, которым сложно долго находиться в школе: такова учебная программа данных учреждений. Родителям приходится мириться с такими затратами и графиками, потому что достойной альтернативы по школам в районе нет. Кстати, в финансовом отчете за прошлый учебный год Реутовская гимназия сообщила о возможности направить на зарплату сотрудникам около полумиллиона рублей от своей же предпринимательской деятельности. То есть фактически они уже подстроились под новое законодательство о бюджетных организациях.

По данным исследовательского агентства inFolio Research Group, в России действуют 1108 высших учебных заведений, треть из них – частные. Причем образовательные услуги на платной основе сегодня предлагают абсолютно все государственные вузы. Эксперты даже подсчитали примерный объем рынка платного высшего образования в стране – 270 млрд рублей в 2009 году (ни в дошкольном, ни среднем сегментах рынка подобной статистики Life&Market не нашел). В государственных заведениях сферу платного образования, как правило, курируют специально учрежденные юридические лица: институты повышения квалификации, институты дополнительного образования, учебные центры и т.п. У вузов-бюджетников доходы, как правило, формируются за счет услуг по второму высшему образованию (по закону, оно платное), а также дополнительного образования: начиная от подготовительных курсов для старшеклассников и заканчивая повышением квалификации по самым разным дисциплинам.

Что касается российского рынка вузов-частников, он перенасыщен, считает Александр Моисеев. «Решиться сейчас открыть новый частный институт – колоссальный риск. Не припомню, чтобы за последние годы появилось хотя бы одно достойное платное высшее заведение», – говорит он.

Аналитики на ближайшие пять лет предрекают коммерческим вузам тяжелые времена. Причина – в демографическом провале. Следовательно, статья доходов снизится из-за сокращения количества учащихся – примерно вдвое, по данным Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства. В более уязвимом положении окажутся малоизвестные институты, потому что абитуриенты ринутся на платные отделения маститых государственных заведений, считает Нина Степанова, заместитель директора Института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов при Российском государственном гуманитарном университете: «Несмотря на финансовый и демографический кризис, в нашем вузе на текущий учебный год уже полный набор на платные отделения. По-прежнему большой популярностью пользуются направления, связанные с иностранными языками, юриспруденцией. У нас заполняются даже курсы, связанные с филологией Китая, Ирана».

Расходы и доходы

Ни один из собеседников Life&Market не решился огласить доходы от платных образовательных услуг. Все они ссылались на формулировку «образование – не бизнес».

Более 3 млн рублей в год может заработать, к примеру, химический факультет МГУ за подготовительные курсы для 11-классников по химии (при наполняемости группы в 20 человек, 140 000 рублей стоит годовая программа на одного человека). Второе высшее или дополнительное платное образование на базе вузов – самый удачный способ привлечения прибыли, так как уже имеется сформированный педагогический состав и не надо выкладывать деньги в аренду помещения.

Уровень зарплаты преподавателей, структура доходов и арендной платы частных вузов во многом схожи с сегментом частных школ, правда, в институтах численность одного потока учащихся значительно выше (может достигать нескольких тысяч, в частных же школах – в среднем 100 человек).

30% доходов уходит у вузов-частников на уплату налогов (более 1 млн рублей в месяц может составлять только налог на землю. К примеру, 17 млн в год платит Московский гуманитарный университет, по данным журнала «Деньги»).

5 лет – минимальный срок окупаемости нового частного вуза в докризисные времена. «Это чрезвычайно долгосрочные инвестиции, – констатирует Моисеев, – немалые деньги приходится вкладывать в оборудование: компьютеры, оснащение столовой, спортивного зала, мебель, учебные наглядные материалы».

Чрезвычайно модным и дорогим ныне трендом являются программы МВА*. В России их реализуют более 100 бизнес-школ, открытых при вузах или существующих самостоятельно. Половина из них – московские. «До 2008 года прирост подобных программ бизнес-образования составлял 15% в год. Сейчас из-за кризиса наметился некоторый спад, потому что платежеспособность населения снизилась. Один вуз может реализовывать несколько видов программ МВА. Стоимость обучения достигает нескольких миллионов рублей за двухгодичный курс. Средняя же цена по России – 350 000 рублей за два года», – рассказывает Алла Жаворонкова, руководитель группы по работе с бизнес-школами компании Begin Group.

Полный текст статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO