19-10-2010

DAILY JOURNAL: Теневые педагоги

Во всем мире развитие репетиторства отражает уровень системы образования в целом. По неофициальным данным, в России репетиторством занимается каждый второй учитель и каждый третий преподаватель вуза. Однако чиновники категорически не хотят признавать существование этого немаловажного сегмента.

В конце сентября 2010 года в ГУ-ВШЭ с докладом выступил директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию в Университете Гонконга профессор Марк Брей. Само название его сообщения намекало на новую тенденцию – «Размывание границ: изменяющиеся формы и многообразное влияние частного репетиторства». По мнению профессора, объем рынка «теневого образования» в Германии составляет 1,5 млрд евро в год, в Греции – 1,7 млрд евро, во Франции – 2,21 млрд евро. В Южной Корее и Турции объем рынка еще больше, а в Гонконге репетиторы собирают огромные аудитории и становятся кумирами толпы, как поп-звезды. Их портреты размещают на огромных плакатах и автобусах, а некоторые из таких преподавателей сделали миллионные состояния на своей популярности.

Постановка проблемы

Марк Брей уверен, что репетиторство во всем мире не просто существует, оно развивается и использует разные каналы коммуникации. Оно процветает там, где есть спрос. Кроме того, важен уровень доходов потенциальных педагогов: чем ниже зарплата, тем выше вероятность того, что педагог будет давать частные уроки. Развитию репетиторства способствует также разница в уровне подготовки абитуриентов и требований вузов. То есть репетиторство – идентификатор проблем системы образования.

Согласно исследованиям Брея, во многих странах государственные органы управления образованием предпочитают вообще не обращать внимания на репетиторов, а в некоторых государствах их даже пытаются запретить. В этом случае репетиторы «уходят в тень» и перестают платить налоги. Обратные примеры пока единичны. Например, правительство США разрабатывает программу по частному репетиторству и выделяет значительные средства на то, чтобы сделать образование доступным для большего количества школьников. Другой значимый момент заключается в том, что ситуация в теневом образовании отражает происходящее в открытом образовании. Поэтому, по словам экспертов, теневой рынок важно исследовать и анализировать для того, чтобы лучше понимать, в каком направлении развиваться госсистеме образования.

Российский опыт

Реформирование школьной программы или появление национального экзамена приводит к изменению системы репетиторства. Это произошло и в России. По данным ГУ-ВШЭ, до массового введения ЕГЭ репетиторством занимались 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов и 21,7% учителей школ. Теперь в России частные уроки дает каждый второй учитель и каждый третий преподаватель вуза. По информации inFolio Research Group, российский рынок репетиторских услуг на протяжении последних трех лет демонстрировал рост на 13–16%, а рынок подготовки к ЕГЭ только за последний год вырос на 23%. Специалисты компании утверждают, что россияне потратили на подготовку к ЕГЭ от 6 до 8 млрд рублей за год. При этом, по мнению экспертов, не очень хорошо, когда преподаватель не выкладывается на основном занятии, чтобы получить дополнительный доход за счет частных уроков с теми же учениками. Это, по словам Брея, проявление коррупции. Именно поэтому в некоторых странах заниматься репетиторством со своими учениками запрещено.

«Достоверно оценить объем рынка репетиторства даже для профессиональных исследовательских организаций достаточно проблематично в силу высокого уровня его закрытости. Очевидно, что доля репетиторских услуг ежегодно динамично прирастает. Основная причина роста репетиторских услуг – это, с одной стороны, увеличение образовательных требований к школьникам, абитуриентам и студентам, а с другой стороны – невысокое качество базового образования, что требует от учащихся «подгонки» знаний под образовательные требования», – рассуждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

По большому счету, ничего плохого в использовании репетиторских услуг нет – они помогают учащимся повысить свой уровень знаний, причем происходит это индивидуально, что позитивно отражается на качестве усвоения изучаемого материала. «Учитывая численность населения России и связанное с этим количество потенциальных учащихся, можно с высокой долей вероятности предполагать, что рынок в РФ достаточно объемный», – говорит эксперт. Допустим, услугами репетиторов воспользовались в РФ всего 10% школьников и студентов (на самом деле их значительно больше) при среднем уровне расходов на платные занятия около 14,5 тыс. рублей в год (около 300 рублей за четыре раза в месяц в течение года). Объем рынка репетиторства в этом случае – 27,5 млрд рублей.

Однако стоит учесть, что существует еще несколько сегментов: репетиторы готовят студентов, а также обучают взрослых людей, к примеру, новым языкам. «Уровень репетиторства – это очень важный фактор в изучении системы образования. Фактически те, кто не получает необходимых знаний, отправляются за теми же услугами к репетитору. Легализуя этот сегмент и введя добровольную и простую систему сертификации, можно добиться легализации этого рынка. Более того, сертифицированные репетиторы могут создавать СРО, чтобы затем коллективным способом искать себе клиентов. Это будет гарантировать уровень получаемых знаний», – полагает гендиректор «Службы недвижимости» Павел Карасев.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO