28-10-2010

ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ: Начинать с молока

20 октября глава Минсельхоза Елена Скрынник утвердила отраслевую целевую программу "Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы". За три года объемы производства сливочного масла из собственных сырьевых ресурсов должны вырасти на 14% к уровню 2009-го, сыра - на 19,7%. Эксперты отмечают, что программа сложна для реализации.

В новой программе Минсельхоза "Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы" утверждается, что в настоящее время даже с учетом импорта физиологическая норма потребления средним россиянином сыров всех видов удовлетворена на 86,7%. Со сливочным маслом дела обстоят хуже - всего на 47%. К концу действия программы среднедушевое потребление российского сливочного масла должно увеличиться до 1,9 кг, сыра - до 2,2 кг. Авторы документа рассчитывают, что рост внутреннего производства повлечет за собой уменьшение импорта: масла - до 27,5%, сыров - до 47,7%. Общий объем финансирования составит в 2011-2013 годах 17,64 млрд руб. в текущих ценах.

На эти деньги планируется сформировать на региональных уровнях необходимые объемы молочного сырья, построить новые заводы и провести реконструкцию действующих предприятий, усовершенствовать систему регулирования импорта этой продукции из стран дальнего зарубежья, а также разработать механизмы регулирования их товарооборота в рамках Таможенного союза. Также ставится цель вовлечь в оборот 250 тыс. тонн вторичного молочного сырья, то есть обезжиренного молока. Это должно обеспечить ежегодный дополнительный доход отрасли в размере 1,9 млрд руб.

Сегодня в России работают 450 сыродельных предприятий и 700 молокозаводов, производящих сливочное масло. А все молочное производство в стране периодически испытывает острый дефицит сырья зимой и переизбыток летом. Основные поставщики сыра в России - это Приволжский, Сибирский, Центральный и Южный федеральные округа; масла - Приволжский, Центральный и Сибирский.

Локальные победы

Эксперты положительно оценивают инициативу, но для успешной реализации программы нужно учесть много факторов. "Программа разрабатывалась и принималась в рамках выполнения доктрины продовольственной безопасности. Ведь если по общему показателю обеспеченности молоком и молокопродуктами (в пересчете на молоко) собственного производства Россия приблизилась к обозначенной в доктрине отметке в 90%, то по отдельным составляющим картина не так оптимистична", - комментирует партнер BDO в России Елена Хромова.

Управляющий партнер трейд-маркетинговой компании NMT Виктор Кривохижа считает, что программа позволит в первую очередь улучшить ситуацию в городах с населением от 10 000 до 50 000 человек и сельских районах, где преобладает несетевая розница с большой долей либо нефасованной, либо no brand продукции локального производства. "Что касается действенности данной инициативы в отношении федеральных производителей и федеральных сетей, то в целом потребитель вряд ли почувствует какую-либо разницу, - отмечает Виктор Кривохижа. - Федеральная розница редко испытывала дефицит продукции, а локализация поставщиков сырья с малой долей вероятности приведет к снижению цены или улучшению ее качества".

По мнению генерального директора компании inFOLIO Research Group Олега Клепикова, планы Минсельхоза относительно производства сливочного масла выглядят действительно амбициозными только при условии, что под сливочным маслом подразумевается продукт с содержанием животных жиров от 72% до 82%. "Опыт последних лет подсказывает, что в ходе реализации программы чиновники могут расширить понятие "масло" и включить в него многочисленные комбижиры (они же спреды и маргарины), производство которых, в зависимости от марки, требует не только значительно меньшего количества сырого молока, но и жиров животного происхождения вообще, - объясняет Олег Клепиков. - Кстати, косвенно на это указывает и упоминание о необходимости модернизации маслодельных производств - старые советские мощности или бывшее в употреблении зарубежное оборудование просто не позволяют произвести современный низкокалорийный спред".

Все эксперты единодушны, главная проблема отрасли - дефицит сырья, что связано не только с традиционной сезонностью его производства, но и с низкой производительностью в молочном животноводстве. Поэтому именно формирование базы молока-сырья и станет ключевым фактором успеха выполнения программы.

Простая арифметика

Эксперты задаются вопросом: зачем вкладывать государственные деньги в модернизацию производств, которая вполне под силу частным инвесторам? По мнению Олега Клепикова, более логично сосредоточить все средства на увеличении поголовья крупного рогатого скота, а также на создании условий для привлечения частных инвестиций в эту сферу. "Кстати, объем средств, который правительство планирует выделить отрасли, позволил бы, пусть и частично, решить эту проблему", - добавляет Олег Клепиков.

Генеральный директор ООО "Валио" Мика Коскинен для оценки данной программы предложил провести следующий расчет. Например, цель увеличить среднедушевое потребление российского сыра на 0,4 кг на человека, то есть на 56 тыс. т в год в целом, означает необходимость строительства новых заводов по производству сыра, а значит, дополнительные инвестиции в размере около 400 млн евро. "Состояние сырьевой базы - слабое место подобных проектов в России, это основная проблема, которая, на мой взгляд, замедляет развитие отрасли. Эффективная работа молочных заводов требует бесперебойной поставки высококачественного сырья, особенно для производства такого продукта, как сыр: в данном случае около 560 тыс. т молока ежегодно, - рассказывает Мика Коскинен. - Если взять за основу годовые надои в 7000 кг молока на одну корову (что само по себе довольно высокий показатель), то речь пойдет о необходимом увеличении поголовья скота на 80 тыс. коров". С учетом обеспечения должных условий содержания этих коров в суровых климатических условиях отдельных регионов России потенциальный объем инвестиций увеличивается еще на 800 млн евро.

Таким образом, по словам генерального директора "Валио", путем несложных расчетов можно понять, что минимальный необходимый объем инвестиций в проект с подобными целями может составить около 1,2 млрд евро, то есть более 51 млрд рублей, а это втрое больше заявленной цифры. "Даже учитывая дополнительные меры в виде привлечения вторичного сырья, программа имеет ряд слабых мест: это действительно недостаточное развитие сырьевой базы, а также, что не менее важно, особые климатические условия многих регионов России, сезонность производства сырья и многое другое", - комментирует Мика Коскинен. Предложенная программа развития молочной отрасли России, по мнению эксперта, может быть успешно реализована только с привлечением дополнительных инвестиций, причем весьма долгосрочных и далеко не самых выгодных для инвестора. В противном случае дефицит сырья может вызвать повышение его стоимости, а следовательно, и стоимости молочных продуктов для потребителя.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO