03-11-2010

ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ: Чистый вес

С 1 ноября на российский рынок не сможет попасть рыбная продукция из Юго-Восточной Азии, если содержание в ней "глазури" будет более допустимой нормы - 5%, а с 1 января 2011-го планируется запрет на использование замороженной птицы. Эксперты рынка объясняют ограничения на ввоз рыбы логичным шагом в рамках политики России по поддержке отечественной рыбной отрасли.

Главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко 29 октября сообщил о запрете импорта рыбной продукции из стран Юго-Восточной Азии. Эти ограничения объясняются в первую очередь заботой об отечественном потребителе. По его словам, вес замороженной воды в филе рыбы, поставляемой из этого региона, достигает 40%, что отражается на ее качестве и, что особенно неприятно - стоимости.

С 1 ноября 2010 года на рынок может поступать только та рыба, вес "глазури" в которой не превышает 5% общей массы продукта. Запрет еще не вступил в силу, а, по словам главного санитарного врача, новость уже привела к тому, что в России выросла закупочная стоимость рыбной продукции - теперь и оптовым покупателям, и розничным продавцам придется закупать более современное холодильное оборудование, чтобы избежать порчи рыбы.

По мнению генерального директора компании inFOLIO Research Group Олега Клепикова, ограничения, вводимые на поставки рыбной продукции с так называемой "глазурью" из стран Юго-Восточной Азии, следует рассматривать в ключе проводимой с конца 2008 года политики всесторонней поддержки правительством отечественной рыбной отрасли, благодаря которой только за прошлый год удалось снизить долю импортной продукции до 30% (с 37%). Основное внимание правительства сосредоточено на китайских производителях, которые удерживают до трети всего импорта в Россию, и на Японии, доля которой составляет всего 1,6% по валу и 0,8% по стоимости. "С учетом введения заградительных мер импорт может уменьшиться еще на два-три процентных пункта, что на фоне значительного прошлогоднего роста валового вылова российскими компаниями (на 12%), производства рыбной продукции в нашей стране (на 2,4%), а также экспорта вряд ли окажется критичным. В любом случае резервы отечественной рыбной отрасли (с учетом экспорта) позволяют если не полностью избавиться от зависимости, то хотя бы значительно снизить ее", - говорит Олег Клепиков. Партнер BDO в России Елена Хромова придерживается другой точки зрения и прогнозирует дефицит предложения на рынке. "Если юго-восточные предприятия не приведут свои технологии в соответствие с новыми российскими требованиями, в ближайшем будущем мы можем ожидать дефицита замороженной рыбы, поскольку отечественные производители не будут в состоянии его восполнить", - поясняет эксперт.

По данным аналитиков УК "Финам Менеджмент", в структуре потребления конечной продукции около 40% приходится на долю поступлений по импорту. Из них, по различным оценкам, на долю импорта из Азиатско-Тихоокеанского региона приходится примерно 40-50%. Конечно, большая часть поставок - в замороженном виде. Объем рынка составляет около $10,5 млрд (Euromonitor, 2009 г.). Согласно данным Росстата, объем продаж рыбы и морепродуктов в 2009 г. составил около 276 млрд руб., в натуральном выражении это около 2,25 млн т (потребление).

Определенный рост цен в силу высокой зависимости рынка от импортной продукции вполне возможен, но, по мнению аналитика "Финам" Максима Клягина, скорее всего он не будет носить выраженного характера. "Стоит отметить, что внутреннее производство растет достаточно высокими темпами, - рассказывает Максим Клягин. - Ограничение недобросовестных практик теоретически может способствовать росту конкурентоспособности российской продукции, что при условии решения логистических проблем (около 70% рыбы и морепродуктов добывается в Дальневосточном регионе, а основные рынки потребления сконцентрированы в Европейской части страны) может привести к увеличению объема предложения на рынке продукции внутреннего производства".

Геннадия Онищенко волнует не только качество рыбы, предлагаемой отечественному потребителю, но и птицы, поэтому с 1 января 2011 года планируется ввести запрет на использование замороженной птицы. Главный санитарный врач России уверен, что существующие технологии охлаждения мяса птицы позволяют хранить его до 120 дней без изменения вкусовых характеристик продукта, а вот замораживание мяса значительно их ухудшает. "На наш взгляд, довольно неоднозначная инициатива. На данном этапе сложно делать какие-либо прогнозы, - комментирует Максим Клягин. - Насколько мы понимаем, помимо того, что почти 100% поступлений по импорту это именно замороженное мясо птицы, примерно половина внутреннего промышленного производства - это также заморозка, ориентированная на рынок глубокой переработки".

По данным Росстата, объемы замороженной и охлажденной птицы соотносятся сегодня как 40 к 60%. "В основном импортируемая продукция используется в производстве полуфабрикатов и мясопродуктов, поэтому именно скачка цен на них и стоит ожидать, - прогнозирует Елена Хромова из BDO. - Для отечественного производителя отказ от производства замороженной птицы будет означать дополнительные затраты на оборудование для упаковки с использованием инертного газа".

Управляющий партнер трейд-маркетинговой компании NMT Виктор Кривохижа, подводя итоги, отмечает, что идея о введении новых законодательных норм в области регулирования оборота охлажденной/замороженной продукции однозначно правильна, другой вопрос, что если законодательные нормы вступят в силу согласно намеченному графику, то потребитель столкнется с острейшей проблемой дефицита. Причем проблема, по словам Виктора Кривохижа, будет носить многоуровневый характер: переоснащение новым холодильным оборудованием большинства розничных точек, поиск импортерами новых поставщиков продукции, отвечающей новым требованиям, согласование новых цен и регламентов работы между дистрибьюторами и розницей.

Эксперт отмечает, что в совокупности для стабилизации ситуации потребуется от шести месяцев до года. Поэтому, несмотря на то что инициатива главного санитарного врача может только приветствоваться, ее реализация в указанные сроки приведет к однозначному переделу на рынке замороженных полуфабрикатов на фоне спекулятивного роста цен не только внутри самого сегмента, но и в целом на всю замороженную продукцию, представленную на рынке.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO