22-02-2011

КОНДИТЕРСКАЯ СФЕРА: Рынок кофеен: безграничные возможности

Потенциал развития рынка кофеен безграничен, ведь на сто тысяч жителей нашей страны приходится чуть более двух подобных заведений.

Основные тенденции

На сегодняшний день кофейни еще не стали неотъемлемой частью жизни значительной части россиян. Так, на конец текущего года компания inFOLIO Research Group зафиксировала в стране только 3187 кофеен, из которых 412 находятся в Москве и еще 353 – в Санкт-Петербурге. На остальные города-миллионники приходится только 356 кофеен. При этом в городах с населением менее 150 тыс. человек специалисты компании зафиксировали 32 заведения, позиционирующих себя как кофейни.

Даже несмотря на относительно высокую концентрацию кофеен в обеих столицах, рынки этих городов далеки от насыщения. По мнению экспертов, Москва в состоянии «переварить» еще как минимум 260 точек-кофеен middle-сегмента и 10-15 кофеен сегмента premium. Что касается города на Неве, то здесь не хватает 140 кофеен для среднего класса, и 5-7 для обеспеченных посетителей. В денежном выражении рынок Москвы насыщен на 70%, Санкт-Петербурга – на 80%. В этой связи необходимо отметить, что по стандартам западных стран оба крупнейших города России могли бы вместить как минимум по 1500-1800 заведений этого типа.

В текущем году общероссийский рынок кофеен, скорее всего, выйдет на уровень 5,73 млрд. руб., что на 8% больше, чем в 2009 году. Однако столь значительная цифра – ничто по сравнению с докризисными показателями, когда ежегодный прирост достигал 40%. Падение темпов можно объяснить медленным восстановлением спроса после кризисного 2009 года, когда посещаемость столичных кофеен упала на 23%, а провинциальных – на 42%.

Важной особенностью данного рынка является полное отсутствие low-сегмента. Его роль частично берут на себя заведения быстрого питания. До 74% общероссийского рынка контролируется кофейнями нижнего middle-сегмента, средний чек в которых не превышает 500 руб. Еще 19% приходится на долю заведений с чеком до 700 руб. Около 7% занимает premium-сегмент.

Рис. 1.Распределение российского рынка кофеен по сегментам

Интересно, что и в столицах, и в регионах средний чек варьируется в одном и том же диапазоне 300-500 руб. Если учесть разницу в покупательской способности, то становится очевидным тот факт, что федеральные сетевые кофейни в провинции не доступны для средних слоев населения. Возможно, крупным игрокам рынка, которые в настоящий момент активно расширяют бизнес за счет регионов, есть смысл поработать над ценовой политикой и меню.

Главные игроки

Главными игроками рынка, безусловно, являются «Шоколадница»(16% общероссийского рынка) и «Кофе Хауз»(14%). Остальные сети – «Mac Cafe», «Costa Cafe», «Traveler’s Cafe», «Идеальная чашка», «Кофемания», «Starbucks Coffee» и «Кофеин» – имеют сильные позиции только в Москве, а также отдельные филиалы в регионах.

Рис. 2.Главные игроки на российском рынке кофеен

Лидер рынка – сеть кофеен «Шоколадница» – располагает 247 точками, из которых как минимум 200 приходится на Москву и Московскую область. По данным сайта компании в Санкт-Петербурге открыто 25 кофеен, в Екатеринбурге – 5, в Уфе – 4, в Нижнем Новгороде, Казани и Новосибирске – по 3, в Калининграде и Ростове-на-Дону – по 2. К сожалению, мы не располагаем информацией по поводу того, удалось ли «Шоколаднице» в полной мере реализовать планы по доведению к концу 2010 г. числа точек до 276. Как бы то ни было, в свете слабой насыщенности рынка и постепенного общего оживления экономики эта цифра не кажется завышенной.

Самой крупной региональной сетью кофеен можно признать «Кофе Хауз», из 221 точек которой 110 размещены в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и Екатеринбурге, а также на Украине.

Серьезную работу по проникновению в регионы осуществляет «Mac Café»: 21 кофейня в регионах против 19 в Москве. Несколько уступает ей компания «Traveker’s Cafe», располагающая 31 кофейней.

Прогнозы на будущий год

Если исходить из прогнозов развития российской и мировой экономики в ближайшей перспективе, опубликованных Правительством РФ, то отечественный рынок кофеен ждет блестящее будущее. Уже в 2011 году общий рост может достичь показателя 13%, причем как за счет освоения регионов, так и благодаря дальнейшему насыщению спроса в Москве и Санкт-Петербурге.

Главный потенциал развития отрасли при любом развитии событий сосредоточен в привлечении клиентов из нижней части среднего класса обеих столиц и средней и верхней частей среднего класса в регионах за счет оптимизации ценовой политики. Ярким подтверждением этого тезиса может служить опыт несетевых провинциальных кофеен, услуги которых пользуются стабильным спросом.


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO