05-05-2011

ИЗВЕСТИЯ: Уличное лакомство

Аномальная жара прошлого года дала шанс рынку мороженого выйти из кризиса, сокращение сегмента, длящееся три года, остановилось. Производители отмечают, что растет сектор премиального товара и популярность мороженого, употребляемого в домашних условиях. Но все же холодное лакомство остается "уличным" продуктом. И ограничение торговли мороженым на улице, очевидно, сократит продажи.

Начиная с 2007 года производство мороженого в России падало. "Падение объемов производства было связано с тем, что сильно поднимались цены на ингредиенты, используемые в производстве мороженого. С 2010 года производство возобновило рост", - говорит Ирина Воробьева, эксперт департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/ Morison International. По данным ФСГС, объем российского рынка мороженого и замороженных десертов в 2010 году в сопоставимых ценах вырос на 6% и составил около 60 млрд рублей против 47,6 млрд рублей в 2009 году.

Объем производства в 2010 году составил около 333 тыс. тонн. "2010 год стал поистине прорывным для производителей мороженого, - подтверждает генеральный директор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. - Если в течение последних трех лет наблюдалось сокращение объемов на 10%, то в текущем году, исключительно благодаря жаркому лету, рынок не просто отыграл утраченные позиции, но и превзошел показатели 2007 года, достигнув 325,6 тыс. тонн".

Эксперты называют и более впечатляющие показатели. По словам Ирины Воробьевой, по итогам 2010 года производство мороженого в России выросло на 12% - до 387 тыс. тонн и достигло уровня 2006 года, что было связано с очень жарким летом. "Емкость рынка составляет около 400 тыс. тонн в год, и на данном этапе рынок можно считать насыщенным", - говорит партнер BDO в России Елена Хромова.

Директор департамента мороженого компании "Нестле" Эммануэль Артур отметил, что в долгосрочной перспективе прогнозируется незначительный рост объемов рынка и значительное увеличение объемов продаж более дорогого сегмента. "Еще одной тенденцией можно считать рост спроса на мороженое, предназначенное для употребления дома", - добавляет эксперт.

Рынок мороженого, как и рынок молока, в целом носит достаточно локальный характер. На рынке представлена продукция около 250-300 производителей. "Производственные площадки привязаны к крупным молочным и холодильным мощностям регионов. Вместе с тем в последние годы уровень консолидации здесь существенно вырос, - отмечает аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. - На долю десятка ведущих игроков приходится, по разным оценкам, около 50-60% рынка". В число крупнейших операторов входят такие компании, как "Айсберри", "Альтервест", "Русский холод", "Талосто", Unilever (в 2008 г. приобрела группу "Инмарко"), Nestle (в алфавитном порядке).

"Российский рынок мороженого пока не отличается высокой степенью консолидации, хотя подобные процессы идут на нем уже несколько лет. Примерно половина рынка поделена между 10 основными игроками, - соглашается Ирина Воробьева. - Основными производителями мороженого являются Unilever (управляет "Инмарко"), "Русский холод", "Талосто", "Айсберри". Лидером является "Инмарко", три других производителя мороженого занимают примерно равные доли рынка в 5-6% каждый".

Мороженое всегда было сезонным продуктом. В весенне-летний период его продажи в среднем увеличиваются в 2,5 раза. По словам Максима Клягина, сезонность спроса в этом сегменте постепенно нивелируется, но в целом остается весьма высокой. "Волатильность здесь носит ярко выраженный характер. В весенне-летние месяцы спрос (и соответственно продажи) может быть выше в среднем на 100-200% по сравнению с показателями низкого сезона", - комментирует аналитик.

По данным компании inFOLIO Research Group, главными каналами продаж мороженого являются магазины (36,3% - летом и 41,2% - зимой) и специализированные палатки "Мороженое" (38,8% - летом и 28,3% - зимой). "Конкуренцию этим двум форматам в некоторой степени составляют супермаркеты (15,8% - летом, 22% - зимой). На такие форматы розничной торговли, как "уличная торговля" и "неспециализированные палатки", приходится менее 3% продаж летом и менее 1,7% зимой", - рассказывает Олег Клепиков.

Ирина Воробьева отмечает, что в последние годы в реализации мороженого растет доля супермаркетов, павильонов и магазинов у дома, но по-прежнему киоски и ларьки - один из основных каналов продаж. "Поэтому любые инициативы по ликвидации киосков и ларьков, запреты на уличную торговлю нанесут ощутимый удар по одному из основных каналов сбыта мороженого", - считает эксперт.

По словам Максима Клягина, на летние киоски приходится в среднем около 20-25% общего объема реализации. Но в весенне-летние месяцы этот показатель может существенно возрастать. "Продажи через летние киоски и ларьки составляют до 1/3 от общего количества продаж в крупных городах, - говорит Елена Хромова. - Запрет торговли в ларьках, таким образом, мог бы негативно сказаться на этом бизнесе. Однако речь не идет о полном запрете киосков, скорее, об упорядочении уличной торговли".

Олег Клепиков обращает внимание, что важной особенностью потребления мороженого в России остается его уличный характер. Так, самыми востребованными сортами мороженого в 2010 году были вафельный стаканчик (41,3%) и эскимо (21,7%), значительно отстают рожки (9%). "Результаты наших исследований не позволяют говорить о значительном росте популярности зимних и семейных форматов фасовки, - констатирует Олег Клепиков. - Мороженое по-прежнему остается уличным летним продуктом, поэтому любые изменения законодательства в отношении специализированной уличной торговли могут привести к серьезным структурным изменениям на рынке, которые отразятся и на объемах продаж, и на общей конъюнктуре рынка".

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO