20-07-2011

НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ: Дальний Восток – в лидерах! По росту цен на основные продукты питания

Первый в продуктовой инфляции – столичный регион. Более чем на 40% подорожали продукты питания в Москве. Лишь немного уступает белокаменной Дальний Восток, в Хабаровске продукты подорожали на 36%. Не радуют ценники в магазинах и жителей Сибири, в Новосибирске цены вздрогнули на 33%. В крупных городах Центрального и Северо-Западного федеральных округов цены выросли примерно на 30%. Ощутимо дорожали продукты питания на Урале, в Екатеринбурге рост цен составил более 20%. Самым низким рост цен оказался в Южном федеральном округе – 18-19%.

«Такие высокие показатели обеспечиваются за счёт высоких темпов годового роста цен на картофель (на 54%), овощи (на 53%) и подсолнечное масло (на 56%), – объясняют исследователи. – Другие продукты демонстрируют более низкие темпы: сахар – 29%, молоко – 22%, батон нарезной – 21%».

Обезнадёживающий итог полугодия – на 1 июля годовой рост цен на основные продукты питания достиг в России, по оценкам экспертов, 33% по сравнению с июлем прошлого года, пишет «Независимая газета».

Но ни такой рост цен, ни падение реальных доходов не привели к сокращению спроса. Часть экспертов увидели в этом позитивный момент: доходы населения не упали, а просто ушли в тень, люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне и начали тратить. Другие эксперты более пессимистичны: спрос на основные продукты питания растёт обычно тогда, когда падает уровень жизни и когда население ничего другого, кроме еды, позволить себе не может.

Специалисты агентства inFOLIO Research Group, которое занимается анализом потребительских рынков, провели аудит розничных цен в магазинах всех ценовых сегментов. В ходе исследования собирались данные по основным продуктам питания: хлеб, куры-бройлеры, масло сливочное, масло подсолнечное, маргарин, молоко, сметана, творог, яйца куриные, сахар-песок, чай, соль, мука, крупа, вермишель, картофель, капуста белокочанная, лук репчатый, морковь, огурцы свежие, яблоки, говядина, свинина (без учёта бескостного мяса) и другие.

Несмотря на значительный рост продуктовых цен и на сокращение реальных доходов населения (по Росстату, оно составило около 4%), спрос населения на продукты питания не падает. Наоборот, в агентстве зафиксировали рост спроса на группу основных продовольственных товаров на 1,4%. «Это положительно коррелируется с другими данными Росстата – о росте оборота розничной торговли на 5,2%», – добавляют исследователи.

Такое противоречивое на первый взгляд положение вещей объясняется исследователями просто: россияне оптимистично смотрят в будущее и не боятся тратить деньги даже на дорожающие товары. Как рассказал «НГ» гендиректор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков, в ходе опросов агентство фиксирует у значительной части населения снижение уровня воспринимаемых рисков: «Вызвано это ростом оптимизма относительно ближайшего будущего своей семьи (в июне 2011 года 37% опрошенных были уверены, что совокупный доход их семьи не упадёт до конца года, против 24% в марте 2011-го), а также с притуплением чувства опасности увольнения и снижения уровня семейных доходов». По словам Клепикова, подобные настроения в основном приводят к росту спроса на бытовую технику, автомобили, недвижимость. Но они влияют и на потребление продовольственных товаров. Люди начинают баловать себя, чаще покупать более дорогие продукты, например, мясные полуфабрикаты. «И общий рост спроса на продукты питания тянет за собой спрос на основные продукты питания», – добавляет Клепиков.

Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, комментируя поведение потребителей, тоже не увидел в нём ничего противоречивого. «Статистика Росстата по снижению доходов не слишком достоверна, – отмечает он. – Ведь по вполне понятным причинам сейчас выросла доля теневой экономики, конвертные схемы оплаты труда снова стали популярны». Поэтому доходы населения всё же не падали, они просто ушли в тень, которую официальная статистика не улавливает. Также включается фактор отложенного спроса. В кризис люди старались не тратить, они не чувствовали уверенности в своем будущем. Часть населения сберегала на ещё более чёрный день. Но сейчас пришло некоторое успокоение: деньги есть. Цены растут, и все понимают, что они будут расти и дальше. Значит, надо тратить. По словам Николаева, рост цен в России, безусловно, продолжится. Хотя бы потому, что цены на продовольствие на мировом рынке снова выходят на пиковые показатели, а это удар по России, которая продовольствие в основном импортирует. Продуктовая инфляция по итогам года составит, по оценкам эксперта, 12%.

Однако замдиректора Независимого института социальной политики Лилия Овчарова считает иначе. По её словам, оживление спроса на продукты из минимальной потребительской корзины – тревожный признак, доказывающий, что уровень жизни населения как раз упал. «Пример – люди не поехали отдыхать за границу, а остались у себя на даче. Значит, в период отдыха они оживляют свой потребительский спрос как на товары, так и на услуги», – говорит Овчарова. Также надо учитывать, что в целом, когда у населения происходит падение текущих денежных доходов, домашние хозяйства поначалу стараются поддержать тот уровень жизни, который у них был ранее. И они обращаются к своим сбережениям или потребительским кредитам. «Сейчас наметился всплеск потребительского кредитования, – говорит Овчарова. – Причём среди низко обеспеченных домохозяйств».

То, что доходы у населения действительно упали, Овчарова не сомневается. По её словам, Росстат вполне хорошо считает теневые зарплаты россиян, так что не этим объясняется «плохая» статистика. «Наконец-то проявилось то кризисное падение доходов, которое должно было проявиться ещё в 2009–2010 годах. Просто в 2009 году оно было погашено ускоренным ростом минимальной зарплаты, повышением пособия по безработице и зарплат в бюджетном секторе, в 2010 году ускоренно росли пенсии. А в 2011 году ни повышения минимальной зарплаты, ни существенного роста пенсий уже не происходило», – напоминает Овчарова. На статистике доходов наконец-то сказались кризисные эффекты.

Россияне же, несмотря ни на что, оказались вынужденными приспосабливаться к постоянно растущим ценам.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO