14-12-2011

КОММЕРСАНТ: Ритейлеры наращивают конкуренцию

Аналитики указывают на то, что тенденцией дальнейшего развития рынка торговли в Петербурге станет сильное ужесточение конкуренции и борьбы за лояльность покупателя. При этом мнения участников рынка о том, как скажется прогнозируемая специалистами вторая волна кризиса на ритейле, разделились: одни считают, что никаких критических изменений не будет, другие уверены, что часть компаний уйдет с рынка.

По данным Петростата, оборот розничной торговли за январь — сентябрь 2011 года в Петербурге составил 551,4 млрд рублей, что на 2,1% больше оборота за три квартала 2010 года. При этом за октябрь 2011 года оборот составил 64,85 млрд рублей, что на 6,5% больше, чем за октябрь 2010 года. По данным Росстата, оборот непродуктового ритейла в России составил в 2010 году $276,1 млрд. А оборот продуктового ритейла в России за 2010 год составил примерно 16,4 трлн рублей.

Аналитики считают, что в дальнейшем рынок ритейла Петербурга будет развиваться в ключе острой борьбы между ритейлерами за клиента.

Как ранее говорили представители сети магазинов "О'Кей", в компании ожидают роста конкуренции, выхода на рынок Петербурга новых магазинов и сетей, а также роста ценовой конкуренции. Непродуктовые ритейлеры также полагают, что увеличится соперничество между игроками.

Как считает исполнительный директор СТД "Петрович" (развивает сеть магазинов DIY) Виктор Адамов, на рынке еще сильнее ужесточится конкуренция. "Знаю, что у ведущих игроков рынка DIY серьезные планы по развитию как за счет расширения сети магазинов, так и за счет агрессивной рекламной и ценовой политики. Хотя на рынке DIY и так отмечается запредельный уровень конкуренции, которая проходит в основном на ценовом поле. От этой борьбы сильнее всего могут пострадать игроки, сеть которых не покрывает весь город, или единичные магазины и строительные базы. В этой ситуации принципиальное значение приобретает борьба за лояльность покупателей и активная работа со своей целевой аудиторией", — говорит господин Адамов.

По его словам, объем потребления в следующем году будет расти примерно на 10-15% без учета инфляции. "В Петербурге вводится достаточно большой объем жилья, так что можно рассчитывать на рост потребления", — отмечает специалист.

Кризисные ожидания

Многие аналитики прогнозируют вторую волну финансового кризиса. Мнение специалистов о том, как скажется кризис на рынке ритейла, разделились.

Как ранее говорил директор-коуч гипермаркетов "Ашан" в Петербурге Пьер Диевар, как и в любой другой кризис, клиенты станут более разборчивы в своих покупках. "Станет менее востребована продукция премиум-класса, основной акцент будет сделан на низкий и средний ценовые сегменты в продуктах повседневного спроса", — говорит он.

По мнению господина Адамова, многое будет зависеть от того, когда случится вторая волна кризиса и какой она будет. "Безусловно, она скажется на работе компаний, которые продают стройматериалы и товары для дома, так как спрос будет снижаться. Но масштаб этих проблем предугадать достаточно сложно. Если выделять игроков, которые могут сильнее всего пострадать от кризиса, то это будут компании, продажи которых упадут сильнее, чем у конкурентов и которые не смогут эффективно сократить затраты. Уровень закредитованности вряд ли окажет серьезное влияние на уход с рынка кого-то из игроков — опыт предыдущего кризиса показал, что банкам-кредиторам неинтересно получать активы DIY-операторов в счет долга, они достаточно легко сокращались на реструктуризацию кредитов", — констатирует Виктор Адамов.

Тушенка, сахар и крупы

По словам генерального директора компании inFOLIO Research Group Олега Клепикова, главная проблема наступающего 2012 года в том, что ни специалисты, ни потребители не знают, что он нам готовит. "Яркий пример — надежным индикатором потребительских настроений в провинции считается спрос на мясные консервы нижней и средней ценовой категорий (говоря грубо — на тушенку). Так вот, проводя в сентябре — октябре 2011 года фокус-групповые исследования в регионах Урала, Центрального и Сибирского федеральных округов, мы регулярно слышали от участников дискуссий, что они вот-вот начнут скупать тушенку, а также муку, сахар, рисовую и гречневую крупы про запас, чтобы увереннее себя чувствовать в условиях нестабильности. Тем не менее наши исследования в данных регионах не фиксировали значительного роста продаж ни одного из перечисленных продуктов (с учетом сезонности, конечно). То же самое можно сказать и об экспертном сообществе. Весной мы слышали, что кризис будет осенью. Сейчас же ходят слухи, что кризис случится в апреле-мае — якобы сразу после выборов. Откровенно говоря, мы не видим прямой связи между кризисом и выборами, хотя бы потому, что все негативные импульсы будут исходить исключительно из США и Европы, — утверждает господин Клепиков. — Именно поэтому прогнозные части наших исследований распространяются исключительно на первый квартал 2012 года". "Что касается тех продуктовых рынков, которые мы изучали, то там ситуация будет подвержена влиянию исключительно сезонности. Хотя, вполне возможно, что панические настроения все-таки возобладают. В этом случае мы будем наблюдать повышение спроса на продовольственные товары длительного хранения — ту же тушенку, сахар, муку, крупы, подсолнечное масло и так далее", — говорит он.

По мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, при условии сохранения более или менее стабильной макроэкономической конъюнктуры положительные тенденции будут сохраняться. "Естественно, в случае сильной коррекции ритейл также будет испытывать значительное давление. Вместе с тем вероятность резкого ухудшения глобальной экономической ситуации в краткосрочной перспективе, на наш взгляд, остается сравнительно невысокой. Поэтому мы не ожидаем критических изменений", — подытоживает господин Клягин.

Полную версию статьи Вы сможете просмотреть в формате PDF, скачав с нашего сайта:


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO