16-12-2011

ГАСТРОНОМ: В майке лидера, но на дешевом велосипеде

Немецкие сыры все больше теснят продукцию из Беларуси и Украины. Российский рынок сыра продолжает расти за счет импорта. Однако при этом положение на нем лидера внешних поставок — Беларуси — ухудшается.

Сыроделам РФ сегодня сложно составить конкуренцию зарубежным поставщикам. Причем эксперты считают, что здесь скорее всего не поможет даже увеличение ввозной пошлины, так как основной источник проблем кроется внутри отрасли — в низком качестве и нехватке сырья и отсталых технологиях.

В 2010 г., по предварительной оценке, выработка натуральных полутвердых и твердых сыров снизилась в России на 10%, они замещаются плавлеными сырами и сырными продуктами. Ситуацию усугубляет ценовой фактор: по стоимости местная продукция сопоставима уже даже с немецкой и проигрывает белорусской и украинской, в силу чего потребитель зачастую склоняется к импорту.

По словам руководителя информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока РФ Татьяны РЫБАЛОВОЙ, в 2010 году Германия потеснила Украину на российском рынке и отстает теперь только от Беларуси. По итогам 10 месяцев 2010 года (более поздних данных пока нет) на территорию соседней страны было ввезено почти 315 тыс. тонн сыров, что на 20% больше показателя соответствующего периода 2009 года. При этом производители из дальнего зарубежья нарастили поставки на 36%, а Беларусь и Украина — только на 4-5%.

Особенно преуспела ФРГ, добившаяся двукратного увеличения объемов — до 53 тыс. тонн. Важно отметить, что немецкая продукция уже выдерживает ценовую конкуренцию не только с российскими, но и с более дешевыми сырами из РБ. И это стоит учитывать, прогнозируя ближайшее будущее, хотя пока что Беларусь сохраняет некоторое преимущество, обеспечивая 26,5% импорта в РФ против примерно 17% у Германии и Украины.

Сегодня на российский рынок сыры поступают из 38 стран. Но, помимо тройки лидеров, лишь Литва, Финляндия и Франция более-менее заметны на магазинных полках. При этом их продукция весьма дорогая и каким бы ни было у нее соотношение цены и качества, рассчитывать на рекордные объемы здесь не приходится.

Германия же специализируется на так называемых биржевых сырах, которые популярны вследствие их относительной дешевизны. Это качественная продукция нижнего и среднего ценовых диапазонов, наиболее востребованных в России. Именно в этом состоит ее преимущество перед другими западными конкурентами.

Кстати, немцы выигрывают отчасти за счет цены, а не только качества уже и у российских производителей. Характерно, что преимущества они добиваются еще на этапе приобретения сырья: себестоимость молока, из которого производятся в ФРГ сыры массового спроса, благодаря субсидиям Евросоюза и немецкого государства составляет в пересчете на белорусские рубли 1260-1470 BYR за литр, в то время как средняя стоимость российского молокосырья — 1680-1890 BYR.

Что касается других участников лидирующей тройки, то украинская сыродельная промышленность сегодня переживает не самые лучшие времена, а Беларусь поставляет в основном небрендированную продукцию, и это создает перспективы для дальнейшего расширения присутствия европейских производителей на рынке РФ.

Доля импортного сыра в России в 2009 году превысила 45%, а в 2010 году была еще больше. Так, по данным inFOLIO Research Group, местное производство твердых, полутвердых, мягких и рассольных сыров составило 279 тыс. тонн против 290 тыс. тонн импорта. Аналогичных данных по всем категориям продукции, к сожалению, нет, но в любом случае рынок растет во многом благодаря усилению позиций зарубежных марок.

Эксперты отмечают, что повышение ввозных пошлин до 15% не изменило ситуацию. И дальнейший их рост или введение прямых административных запретов, а также имеющее место субсидирование, вероятно, тоже не смогут сломать тенденцию, пока страна не добьется существенного увеличения собственного производства при одновременном удешевлении сырья.

На рост импорта работает и неразвитость российского рынка, в силу которой спрос на сыры продолжал и продолжает увеличиваться даже на фоне кризиса. Причем потенциал роста остается огромным: показатели потребления этого продукта на душу населения в РФ (по разным оценкам от 4,8 кг до 5,4 кг), значительно отстают от показателей Франции (26,6 кг) или Германии (23,6 кг).

Это отставание объясняется, с одной стороны, тем, что речь идет об относительно дорогом продукте. Но также здесь следует учитывать традиционное отношение к сыру как к продукту добавочному. Во многих странах он — самостоятельное блюдо, а у наших соседей (как и у нас) — составная часть бутерброда или салата.

К особенностям данного рынка РФ еще относят популярность твердых и полутвердых, а также жирных сортов.

Однако если забыть об объемах и присмотреться к динамике спроса, то на первый план выходят элитные категории сыров. Любопытно, что многих покупателей они интересуют не сами по себе, а как компоненты экзотических блюд других стран. Именно ставшее модным увлечение национальными кухнями народов мира стимулирует продажи таких сортов, несмотря на их высокую стоимость.

Все большее внимание уделяет потребитель и дополнительной ценности продукта, например, низкой жирности, пониженному содержанию лактозы и др. Кроме того, все охотней люди платят деньги за новый вкус или удобную упаковку.

И все эти факторы Беларусь должна учитывать, если намерена наращивать или хотя бы сохранять объемы поставок своих сыров в РФ.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO