27-04-2012

ВЕДОМОСТИ: Книжки едут к читателю

Добрые книги могут сделать мир добрее. Анна Тихомирова, основатель и владелец книжного автобуса "Бампер", много лет работала с подростками из неблагополучных семей и пришла к выводу: проблемы детей начинаются с разрушения социально-психологических связей с родителями, друзьями и... книгами - последние играют большую роль в воспитании. "Я задумалась, почему взрослые читают детям только стандартный набор детской классики - Барто, Чуковского, Носова. Ведь в мире издается столько хороших, качественных книг", - рассказывает предприниматель. Так родилась идея открыть книжный магазин для родителей, которые хотят покупать детям правильные книги, но не знают, как их выбрать.

Идея и заначка

В 1990 г. Тихомирова окончила психологический факультет МГУ и устроилась по профессии. Но уже в 1995 г. вместе с друзьями-единомышленниками создала первый собственный проект - общественную организацию "Центр поддержки растущего поколения "Перекресток" по работе с трудными подростками. Центр существовал за счет грантов разных фондов, в том числе фонда Сороса. В 2003 г. та же команда открыла еще один "Перекресток" в структуре Московского городского психолого-педагогического университета, и Тихомирова стала его руководителем.

В 2008 г. Анна ушла в декрет и через некоторое время поняла: на работу больше не вернется. "Я тогда и термина "социальное предпринимательство" не знала, - говорит Тихомирова. - Но весь предыдущий опыт работы подсказывал: я хочу сделать проект, пронизанный уважением к ребенку и семье".

Поначалу хотела открыть обычный магазин. Но денег на аренду не хватало. В распоряжении начинающего предпринимателя были только средства от продажи московской квартиры, но часть их она уже потратила на покупку дома и машины. Теперь она уже без всякого сожаления рассказывает: "Дом сгорел, машину угнали, осталась небольшая заначка". Добыть еще денег не удалось. "Должно быть, банкиры сразу поняли, что я человек не делового склада и в кредите отказали", - вспоминает Анна.

У нее было всего 350000 руб. И тут одна знакомая рассказала: однажды на Сицилии она видела маленький книжный магазин, у которого был свой разъезжающий по школам автобус. "Автобус показался интересной идеей не только потому, что арендовать его было дешевле. Передвижной магазин не ждет, пока покупатели придут в него. Он сам едет к читателям. Это не только продажа книг, но и просвещение детей и родителей", - объясняет Тихомирова.

егодня на рынке детской литературы в России есть две главные проблемы - слишком маленькое для такой большой страны число книжных магазинов и плохая информированность потребителей, считает Александр Гаврилов, руководитель Института книги и совладелец книжных магазинов "Додо" и "Джаббервоки". В городах с населением менее 100000 человек совсем нет книжных магазинов, и даже в Москве на 12 млн населения их слишком мало. "А на рынке присутствует дефицит информации. Бабушки и мамы не знают, какие книжки выпускаются", - объясняет Гаврилов. На его взгляд, проект "Бампер" важен тем, что несет просвещение.

Сейчас вообще появилась тенденция к созданию магазинов-клубов, где читатели могут встретиться с авторами, подискутировать, пообщаться и просто хорошо провести время, рассказывает Мария Винина, управляющая сетью "Лавочка детских книг". По ее словам, тенденция возникла, потому что обычные книжные магазины отчаянно борются за покупателя с интернет-магазинами, где книги стоят гораздо дешевле.

Автобус тронулся

Свой будущий магазин-автобус Тихомирова купила в рассрочку в 2010 г. Каждый месяц она выплачивала за него 25000 руб. Только сейчас, когда выплачено уже 450000 руб., она может взять его в полную собственность. Автобус ярко раскрасил художник-иллюстратор Тимофей Яржомбек, а книжные полки внутри оборудовал режиссер и декоратор "Мосфильма" Степан Живов.

Книги Тихомирова взяла, да и сейчас берет на реализацию в небольших издательствах - "Розовый жираф", "Самокат", "Компасгид", "Открытый мир".Тихомирова берет книги маленькими партиями, продает их с наценкой около 50% и потом возвращает издательству деньги.

"Мы тоже часто берем поначалу у небольших издательств две-три книги. Если они хорошо продаются, покупаем больше", - говорит на это Евгения Черкасова, PR-менеджер книжного магазина "Москва". Бывает, что магазин закупает сразу 1000 экземпляров. Но это, например, роман о Гарри Поттере.

В первый рейс "Бампер" отправился в феврале 2011 г. Пунктом назначения была одна московская школа. "Мы рассказывали школьникам, как выбирать книжки, читали им вслух. Дети радовались и удивлялись", - вспоминает Тихомирова. Так происходит из раза в раз. Теперь книжный автобус колесит не только по Москве. "Бампер" объехал уже около 30 городов России. Правда, финансируют многие из этих путешествий крупные компании. Например, недавно "Бампер" побывал в Краснодарском крае. Путешествие было приурочено к акции "Читай, страна", организованной банком "Уралсиб".

Мобильные проблемы

Из-за своей мобильности "Бампер" вечно сталкивается с административными проблемами. "Мы не можем нигде надолго остановиться, потому что магазин-автобус не вписывается в правила для обычных магазинов. С нас каждый раз заново требуют разрешение на торговлю и еще бесконечное количество бумаг, - жалуется Тихомирова. -Мы социально значимый проект, нам нужна поддержка государства. Но пока госорганы только осложняют жизнь".

Еще одна проблема - не все родители готовы адекватно воспринять ассортимент книг. "Где книжки, которые мы читали в детстве? Почему здесь столько переводной литературы?" - вопрошают они. "Я на это отвечаю: "У нас есть и классика, и современные российские авторы. Но что поделать, если хороших детских писателей сегодня в России мало, - рассказывает Тихомирова. - Я как психолог могу оценить, насколько грамотно написана та или иная книга с точки зрения детской психологии". В качестве примера того, что она считает правильной книгой для детей, она приводит одну переводную сказку про принцессу, у которой развелись родители. "Девочке кажется, будто у нее в голове две коробочки. В одной живет мама, а в другой папа. Она чувствует раздвоение. Это именно то, что испытывают дети в таких ситуациях. Книга может быть очень полезна детям, переживающим из-за развода родителей", - говорит Тихомирова.

Исследования рынка, проведенные InFOLIO Research Group, показывают, что до 77% продаж приходится на классику детской литературы, 23% - на современных авторов. 31% рынка берет на себя переводная литература; 11% - современные российские авторы. Такая ситуация сложилась в силу целой совокупности причин. Главная из них - значительную долю потребителей детской литературы составляют женщины, старше 50 лет (бабушки). Именно они, зачастую, покупают книги своим внукам. Родители, воспитывая своих детей, не только ориентируются на книги (а также их художественное оформление, содержание, форму подачи материала), которые им читали в детстве, но и на советы, которые им дает старшее поколение. Именно поэтому российский рынок детской литературы столь консервативен.

Путь к успеху

Несмотря на сложности, продажи книжного проекта Тихомировой неуклонно растут. Если прошлой зимой магазин за день продавал книг на 1000 руб., то теперь продажи доходят до 20000 руб. в день, а в отдельных случаях достигают 34000. Оборот за прошлый год составил 4,5 млн руб., чистой прибыли пока нет. "Я могла бы сделать проект коммерчески более выгодным, если бы изменила концепцию и стала продавать популярные произведения и коммерческую продукцию типа про куклу Barbie. Но я этого никогда не сделаю", - говорит Тихомирова.

В таком виде, как сейчас, "Бампер" вряд ли станет очень успешным коммерческим проектом. Если только не срастется с образовательными структурами, считает Гаврилов из Института книги. Впрочем, добавляет он, сама по себе идея передвижного книжного магазина очень новаторская. Не исключено, что ею воспользуются крупные игроки рынка.

Анна Тихомирова более оптимистично смотрит в будущее. Сейчас в проекте работает восемь человек. Но со временем число работников и автобусов вырастет, надеется она. Правда, понадобится помощь инвесторов. Главное - их найти, заключает Анна.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO