06-07-2012

ADVERTOLOGY: Рынок детской литературы: все хорошо только у классиков

По данным компании inFOLIO Research Group в 2011 г. объем рынка детской книги в денежном выражении составил 18,2 млрд. руб., продемонстрировав рост по сравнению с 2010 г. в 2,3%. Робкая, но все-таки позитивная динамика была обеспечена исключительно ростом цен. На этом фоне на 8,4% сократилось количество выпускаемых титулов (до 10 023) и более чем на 22% общий тираж (до 102,7 млн.). Ситуация выглядит тем плачевнее, что тенденция сокращения количества изданий и общего тиража наблюдается с 2009 г. (количество титулов в 2011 г по сравнению с 2008 г упало более чем на 11%, общий тираж - на 31,4%). При этом объем рынка в денежном выражении медленно, но уверенно рос.

Соответственно менялась и доля детской книги в общем объеме книжной продукции. Если в 2008 г. на нее приходилось более 9,2% всего рынка, то в 2011 г. только 8,2%. Доля в совокупном тираже также упала - с 19,7% до 16,8%. Однако в данном разрезе (с точки зрения доли детской книги в общем объеме книжной продукции) все выглядит не столь мрачно. Так, в 2009 г. доля детской книги в совокупном тираже по сравнению с 2008 г. даже выросла - до 20,3%, а в 2010 г. доля титулов детских изданий почти достигала докризисного уровня - 9%.

До 77% продаж приходится на классику детской литературы, 23% - на современных авторов. 31% рынка берет на себя переводная литература; 11% - современные российские авторы. Такая ситуация, по мнению Олега Клепикова, генерального директора компании inFOLIO Research Group, сложилась в силу целой совокупности причин:

Во-первых, значительную долю потребителей детской литературы составляют женщины, старше 50 лет (бабушки). Именно они, зачастую, покупают книги своим внукам. Родители, воспитывая своих детей, не только ориентируются на книги (а также их художественное оформление, содержание, форму подачи материала), которые им читали в детстве, но и на советы, которые им дает старшее поколение. Именно поэтому российский рынок детской литературы столь консервативен.

Во-вторых, большинство российских издательств не в состоянии приобрести права на зарубежные бестселлеры. Те же из них, кто располагает необходимыми средствами, не всегда рискует продвигать авторов-носителей зарубежной культуры, опасаясь, что консервативный российский потребитель проигнорирует их.

В-третьих, современная российская и зарубежная литература, издаваемая в России, часто не доступна потребителям в городах с населением менее миллиона человек. Опять же из-за страха продавцов книг быть непонятыми читателями.

В-четвертых, последние двадцать лет наблюдается существенный разрыв между детской литературой, дошкольным и школьным образованием. Школы и дошкольные образовательные учреждения должны способствовать развитию спроса на современную детскую, как отечественную, так и зарубежную литературу, которая сможет подготовить детей к современной жизни. Тем не менее, отечественное образование идет по другому пути, воспроизводя старые планы обязательного и внеклассного чтения.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO