01-10-2013

theRUNET: Педагогический фриланс: прошлое, настоящее, будущее

Система современного государственного образования достаточно инертна и не в состоянии быстро исправить те изъяны, которые присутствуют в ней на сегодняшний день. Главная проблема нам видится в том, что государственная система образования не может в достаточной степени удовлетворить потребности каждого человека, поскольку она ориентирована на «среднего» ученика и на интересы государства.

Поэтому, сохраняя за собой ведущую роль в деле образования и воспитания молодого поколения, государство вынужденно уступает репетиторам все большую часть узкоспециализированных образовательных задач. И вполне логичной в таких условиях выглядит тенденция коммерциализации образовательной сферы, когда в нее приходит все большее количество бизнес-структур и частных репетиторов, предлагающих дополнительные услуги.

Таким образом, можно сказать что, педагогический фриланс – разумное и обоснованное дополнение к государственной системе, позволяющее удовлетворить потребность учащихся в качественных, глубоких специфических знаниях.

Педагогический фриланс – явление в образовательной среде не новое. Домашние учителя, обучавшие детей в обеспеченных семьях еще во времена древних цивилизаций, были тоже педагогами-фрилансерами. Гувернеры и приходящие педагоги у русских дворян XIX века пользовались уважением и популярностью. Потребность в домашних учителях практически исчезла лишь в советское время, когда активно насаждалась модель общего обязательного государственного образования, но уже в 90-е годы прошлого века о репетиторах снова вспомнили и стали прибегать к их услугам.

Действенным стимулом к развитию педагогического фриланса стало распространение в России и за рубежом идеи обучения детей в домашних условиях, вне школы. Каждое из течений так называемого хоумскулинга имеет свои нюансы и отличия, но все они, так или иначе, обращаются к помощи педагогов-фрилансеров.

Видимо, по этой причине широкое распространение фриланс в педагогике получил примерно в 2005 году, когда в России началась активная популяризация идей хоумскулинга.

Почему современные педагоги выбирают «свободный полет» не только в качестве дополнительной, но иногда и основной занятости? Мотивы и причины, заставляющие принять окончательное решение, у каждого преподавателя свои, но можно выделить несколько основных.

Возможность обретения финансовой независимости, которая становится более реальной при работе вне учреждения образования, поскольку оплата услуг репетитора разительно отличается от заработной платы школьного учителя. Пожалуй, стремление не зависеть от государства и достойно зарабатывать – главная причина, побуждающая учителей становиться на путь фриланса.

Свободный график и удобное планирование рабочего времени, которое педагог-фрилансер может при любых обстоятельствах подстроить под собственные нужды. Педагогический фриланс – это способ не перерабатывать и жить в комфортном ритме, следуя своим биологическим часам и потребностям организма.

Возможность профессионально расти и развиваться, которая при работе в государственной системе образования часто подменяется составлением никому не нужных отчетов и планов – часто на одни и те же темы бесчисленное множество раз. Педагог-фрилансер же может двигаться в интересном ему направлении, совершенствуя методики, осваивая новые технологии, оттачивая мастерство. Произвольное планирование рабочего времени позволяет вести по-настоящему здоровый образ жизни, находить время для занятий спортом и полноценно питаться, что вряд ли возможно в школьном буфете.

Современные репетиторы делятся на две большие категории: преподаватели-«очники», работающие традиционно - на собственной территории или с выездом на дом к ученику, и дистанционные репетиторы, использующие для проведения занятий виртуальные инструменты (учебные интернет-платформы наподобие DisTTutor Virtual Classroom, доска whiteboard и пр.).

В большинстве случаев преподаватели, даже если они предпочитают работать очно, прибегают в процессе обучения к различным интернет-технологиям, хотя бы на уровне электронных учебников или интерактивных тестов.

Одним из первых дистанционных репетиторов считается англичанин Айзек Питман, изобретатель системы стенографии, который в 1840 году придумал рассылать свой обучающий курс по почте.

Сегодня количество учащихся различных электронных курсов насчитывает примерно 100 миллионов человек и растет невероятными темпами – до 800 % в год.

Перспективность современного рынка онлайн-репетиторства подтверждают инвесторы, вкладывая огромные суммы в развитие дистанционных образовательных проектов. Так, американский проект Tutor.com в 2011 году получил грант в 1,5 млн долларов от Фонда Билла и Мелинды Гейтс.

Менеджер проекта, основатель DisTTutor Владимир Александрович Кузьмин считает, что российский рынок репетиторских услуг – самый быстрорастущий в мире.

Рынок репетиторских услуг в России год от года растет: по результатам исследования компании inFOLIO Research Group, на 2012 год объем данного рынка составлял 26,2 млрд. рублей, что оказалось на 13,9% больше, чем в 2011. Отдельно в исследовании отражен рынок подготовки к ЕГЭ, который вырос за последний год на 23 % - это означает, что на подготовку школьников к Единому госэкзамену было потрачено 6-8 млрд рублей.

Правда, интересно то, что на 2010 год объем рынка исчислялся 32-50 миллиардами рублей, а его рост за период 2008-2010 гг. достигал 16% в год.

Такой разброс и непоследовательность данных имеют свои причины. Пожалуй, главной характеристикой рынка услуг репетиторов, по результатам исследования, стала его непрозрачность, которая объясняется нежеланием участников рынка контактировать с социологами.

Существует даже понятие «теневого образования», отражающее реальное состояние дел на образовательном рынке, и это касается не только российского, но и многих европейских рынков. Так, в Германии, Греции, Франции объем «теневого» рынка образования составляет от 1,5 до 2 млрд евро в год.

В России до введения ЕГЭ, по сведениям Высшей школы экономики, репетиторством занимались 21,7 % школьных учителей, 8,9 % педагогов техникумов и 15,5 % преподавателей высших учебных заведений.

Исследование, проведенное inFOLIO Research Group, определило некоторые особенности развития российского рынка педагогического фриланса. Так, стабильность проявляется в постоянном росте цен на услуги репетиторов: например, за 2011 год в среднем по России стоимость занятий с репетитором выросла на 11,7 %.

К негативным факторам исследователи отнесли:

• незначительное сокращение количества потребителей услуг репетиторов (на 3,7%), связанное с демографической ситуацией;
• тенденцию роста предложений недостаточно квалифицированных преподавателей, особенно в сегменте иностранных языков (до 14 %);
• низкое качество репетиторских услуг в целом, несмотря на увеличение их стоимости (21 % опрошенных учащихся посчитали качество полученных уроков низким, а 46 % назвали его недостаточным).

Тенденция роста цен вкупе со снижением качества услуг, по мнению Владимира Кузьмина, настораживает и заставляет потребителей искать возможные варианты решения данной проблемы. Один из таких способов – воспользоваться услугами дистанционного репетитора, который может предложить цену за свои уроки ниже, чем «очник», по ряду причин (другой регион проживания, меньше регалий, отсутствие транспортных расходов).

Переход в онлайн позволяет решить и некоторые другие насущные вопросы, например:

• приблизить образовательный процесс к особенностям восприятия современных учеников, учитывая так называемую «клиповость» сознания;
• заинтересовать и побудить к самостоятельной исследовательской деятельности;
• расширить круг возможного выбора преподавателя (можно заниматься с репетитором из другого города или даже из другой страны);
• решить актуальную сегодня проблему вечной нехватки времени;
• открыть новые грани сотрудничества и взаимного обучения между педагогами и учениками, которые в новом цифровом мире ориентируются гораздо лучше, чем старшее поколение.

По убеждению Светланы Павловой, «цифровые ученики», за которыми будущее образования, не только сами эффективно и осознанно учатся, но и многому учат своих педагогов. Например, свободному творческому самовыражению, новым способам общения и донесения информации, креативности и готовности к экспериментам.

Материал подготовлен с использованием данных, предоставленных генеральным директором компании «Дистанционный репетитор» DisTTutor Светланы Александровны Павловой и менеджера проекта, основателя DisTTutor Владимира Александровича Кузьмина.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO

ipt