23-09-2008
Компания «inFOLIO Research Group» опубликовала результаты исследования рынка макаронных изделий в сетевом ритейле г. МосквыКомпания «inFOLIO Research Group» опубликовала результаты исследования рынка макаронных изделий в сетевом ритейле г. Москвы. Исследованием было охвачено 120 торговых объектов (30 торговых сетей), изучались пшеничные и рисовые макаронные изделия. В результате был сделан целый ряд выводов, характеризующих состояние дел на рынке, а также позволяющих дать прогноз на ближайшую и среднесрочную перспективу. В настоящее время в России насчитывается около 30 производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. тонн в год. При этом объем производства 10 крупнейших предприятий составляет более 70% рынка. В настоящий момент, по оценкам экспертов, есть лишь один отечественный бренд, который можно назвать «условно федеральным» — это ТМ «Макфа». Самыми популярными местами покупки макаронных изделий оказались продуктовые магазины, оптовые рынки и коммерческие павильоны (палатки). В первом полугодии 2007 г. потребительская цена прирастала не более чем на 0,7% ежемесячно, а в третьем квартале был отмечен скачкообразный рост с пиковым приростом в сентябре (4,2%). Объем потребления весовых макарон (наиболее дешевый сегмент) на протяжении последних лет падает, а фасованных (средний и премиальный сегменты рынка) — растет приблизительно на 3% в год. Планируется, что к 2010 – 2011 гг. доля премиального сектора вырастет до 15%. По общему уровню дистрибуции товарных групп макаронных изделий безусловное преимущество имеет группа «Пшеничные», которая представлена во всех рассмотренных сетях. Группа «Рисовые» имеет гораздо меньший уровень дистрибуции – 22,22%. Лидерами среди торговых марок макаронных изделий в товарной группе «Пшеничные» по общему уровню дистрибуции среди исследованных сетей в Москве являются «Макфа» - 92,59%, «PastaZara» - 77,78% и «Шебекинские» - 70,37%. Следом за ними, в диапазоне от 40% до 48%, идут «3 Glocken», «Ameria», «Maltagliati» и «Gallina Blanca». Уровень дистрибуции торговых марок макаронных изделий в группе «Рисовые» заметно ниже. Лидеры в данной группе, марки «Cock» и «Santa Maria», представлены только в 11,11% сетей. По общему уровню дистрибуции торговых марок в товарной группе «Пшеничные» в исследованных торговых объектах Москвы лидером является марка «Макфа» – 82,67%, «Pasta Zara» – 76% и «Шебекинские» – 70,67. Таким образом, по сравнению с уровнем дистрибуции по сетям, показатели марок «PastaZara» и «Шебекинские» остались прежними, а вот уровень дистрибуции лидера «Макфа» снизился на 10%. Снизился уровень дистрибуции и всех марок товарной группы «Рисовые», лидер, марка «Cock», представлена только в 4% исследуемых объектов. В рейтинге торговых марок макаронных изделий по уровню дистрибуции в товарной группе «Пшеничные» в торговых объектах формата «Супермаркет» безусловный лидер – торговая марка «Макфа». В формате «Гипермаркет» доминируют марки «3 Glocken», «Ameria», «PastaZara», «Макфа» и «Шебекинские». Они представлены во всех исследованных сетях формата «Гипермаркет». В формате «Премиум» явными лидерами являются марки «Gallina Blanca», «PastaZara» и «De Cecco». В «Магазинах у дома» первые места у марок «Макфа» и «Шебекинские». Наконец, в «Эконом классе» лидерами являются торговые марки «PastaZara» и «Шебекинские». Наиболее представленными по уровню дистрибуции в товарной группе «Рисовые» среди исследованных сетей в г. Москве являются марки «Cock» и «Santa Maria» – по 50% каждая. Чуть меньший показатель имеют «Ottena wong globel» и «Shun shuk» – по 33,3% соответственно. По уровню дистрибуции торговых марок макаронных изделий в товарной группе «Рисовые» в исследованных торговых объектах лидером является марка «Cock» (42,9%), на втором месте – «Santa Maria» (35,7%). В торговых объектах формата «Супермаркет» первенство опять же за марками «Cock» и «Santa Maria». В «Гипермаркетах» доминирует «Pasta riso». В форматах «Эконом» и «Премиум» не представлено ни одной торговой марки. В «Магазинах у дома» можно найти только «Thai kitchen». По количеству facing в товарной группе «Пшеничные» лидируют такие виды макаронной продукции как «Перо» (17,67%) и «Спагетти» (16,44%). Далее следует «Спиралька» (13,56%), за ним «Рожок» и «Вермишель» (по 11,25% и 10,16% соответственно). Вместе с «Лапшой» (9,11%) они занимают почти 80% рынка. По количеству SKU, в товарной группе «Пшеничные» в первую пятерку по распространенности входят виды «Перо» (14,14%), «Спиралька» (13,92%), «Рожок» (12,82%), «Спагетти» (11,05%), и «Лапша» (10,39%). Лидерам среди марок макаронных изделий по количеству SKU являются «Pasta Zara» (11,83%) и «Макфа» (11,51%). Эти марки опережают ближайших преследователей («Barilla» - 6,73%, «Maltagliati» - 5,75%, «Шебекинские» и «Экстра М» - 5,65%) почти в два раза. По количеству facing среди торговых марок макаронных изделий можно выделить три явных лидера: «Макфа» (13,74%), «Шебекинские» (12,33%) и «Pasta Zara» (12,19%). В товарной группе «Рисовые» доминирует «Лапша» (72,09%), за ней следуют «Вермишель» (13,95%), «Ракушка» (6,98%) и «Спиралька» (6,98%). В товарной группе «Пшеничные» лидера выделить сложно, так как первые пять видов расположены в пределах 4% друг от друга. Так, «Перо» имеет долю в 14,14%, «Спиралька» – 13,92%, «Рожок» – 12,82%, «Спагетти» – 11,05% и «Лапша» – 10,39%. Наиболее распространенным по количеству facing весом упаковки макаронной продукции является 500 гр. (46,4% упаковок «Пакет» и 60,12% упаковок «Картон»). Популярны 450граммовые упаковки (31,33% упаковок «Пакет») и 400граммовые (10,72% упаковок «Пакет»). 39,49% картонных упаковок имеет вес 250 г. По количеству торговых марок макаронных изделий в торговых объектах формата «Гипермаркет» лидирует сеть «Рамстор», в которой представлены 14 производителей и 18 торговых марок. Низшей представленностью, в формате «Гипермаркет», обладает сеть «Гипермаркет НАШ» – только 5 производителей и 7 торговых марок. В формате «Магазин у дома» выделить лидера не представляется возможным, так как и «АБК», и «Дейли», и «Магнолия» имеют практически одинаковые показатели (в них представлены по 7 производителей и по 7-8 торговых марок). Такую же представленность имеет и сеть «Азбука вкуса» (в формате «Премиум»). В формате «Супермаркет» первое место занимает «Седьмой континент» с 21 производителем и 26 торговыми марками. Меньше всего производителей и марок в формате «Супермаркет» представлено в сети «Самохвал» – 4 производителя и 5 торговых марок. В формате «Магазин эконом класса» лидером по представленности является сеть «Пятерочка» с 9 производителями и 12 торговыми марками, а наименьшая представленность, в формате «Магазин эконом класса», в сети «Дешево» – 3 производителя и 3 торговые марки. По среднему количеству визуализируемых мест в товарной группе «Пшеничные» лидерами являются «Гипермаркет НАШ» и супермаркет «НЯМ-НЯМ» – в среднем по 216 визуализируемых мест в одном торговом объекте. По максимальному количеству визуализируемых объектов в товарной группе «Рисовые» лидером является сеть «Алые Паруса» с показателем в 18,5 мест в среднем на один торговый объект. В группе «Рисовые» производители макаронных изделий не используют паллетную выкладку. Она распространена исключительно в товарной группе «Пшеничные». По доле паллетной выкладки лидерами являются компании «Europe foods» (13,95%) и «Экоофис» (13,19%). В основном этот вид выкладки характерен для «Короткорезаных» макаронных изделий, только «Europa foods» и «Экоофис» отводят треть своей паллетной выкладки под «Длинные» макаронные изделия. По доле паллетной выкладки среди торговых марок макаронных изделий безусловным лидером является марка Private label «Патэрсон» (75%), на втором месте располагается марка «Gallina Blanсa» – 13,95%. В товарной группе «Пшеничные» самыми дешевыми торговыми марками являются «Новинка» (11,6 руб./кг.), «Ашан» (16,4 руб./кг.) и «Перекресток» (17,3 руб./кг.). Тремя самыми дорогими торговыми марками являются «Brikel» (579 руб./кг.), «Pasta Zara» (860 руб./кг.) и «Maroni Marilunga» (867,6 руб./кг.). В товарной группе «Рисовые» самыми дешевыми торговыми марками являются «Cock» (89,8 руб./кг.), «Shun shuk» (118,3 руб./кг.) и «Ottenawongglobel» (131,8 руб./кг). Тремя самыми дорогими торговыми марками являются «Shun shuk» (246,8 руб./кг.), «Santa Maria» (439,6 руб./кг.) и «Pasta riso» (583,6 руб./кг.). В товарной группе «Пшеничные» среди стран производителей наибольшую долю занимает Россия (59,67%), на втором месте располагается Италия (35,76%). Наша страна доминирует по всем видам макаронной продукции, кроме «Больших» макарон», «Гнезд» где 89,13% и 56,13% рынка соответственно досталось Италии. В товарной группе «Рисовые» наибольшие доли занимают Корея и Таиланд, по 27,91% каждая. Далее с небольшим отставанием располагается Китай (23,26%) и Италия (16,28%). Доминирование Кореи и Таиланда распространяется на все виды «Рисовых» макаронных изделий. Борис Хорев
| ||
|