11-03-2011

Компания inFOLIO Research Group опубликовала результаты исследования российского рынка кофеен в 2010 г

 

Компания inFOLIO Research Group опубликовала результаты исследования российского рынка кофеен в 2010 г. На конец года в стране действовало 3187 кофеен, из которых 412 находились в Москве и еще 353 – в Санкт-Петербурге. На остальные города-миллионники приходилось только 356 кофеен. При этом в городах с населением менее 150 тыс. человек специалисты компании зафиксировали 32 заведения, позиционирующих себя как кофейни.

Даже несмотря на относительно высокую концентрацию кофеен в обеих столицах, рынки этих городов далеки от насыщения. По мнению экспертов, Москва в состоянии «переварить» еще как минимум 260 точек-кофеен middle-сегмента и 10-15 кофеен сегмента premium. Что касается города на Неве, то здесь не хватает 140 кофеен для среднего класса, и 5-7 для обеспеченных посетителей. В денежном выражении рынок Москвы насыщен на 70%, Санкт-Петербурга – на 80%. В этой связи необходимо отметить, что по стандартам западных стран оба крупнейших города России могли бы вместить как минимум по 1500-1800 заведений этого типа.

В текущем году общероссийский рынок кофеен, скорее всего, выйдет на уровень 5,73 млрд. руб., что на 8% больше, чем в 2009 году. Однако столь значительная цифра – ничто по сравнению с докризисными показателями, когда ежегодный прирост достигал 40%. Падение темпов можно объяснить медленным восстановлением спроса после кризисного 2009 года, когда посещаемость столичных кофеен упала на 23%, а провинциальных – на 42%.

Важной особенностью данного рынка является полное отсутствие low-сегмента. Его роль частично берут на себя заведения быстрого питания. До 74% общероссийского рынка контролируется кофейнями нижнего middle-сегмента, средний чек в которых не превышает 500 руб. Еще 19% приходится на долю заведений с чеком до 700 руб. Около 7% занимает premium-сегмент.

Интересно, что и в столицах, и в регионах средний чек варьируется в одном и том же диапазоне 300-500 руб. Если учесть разницу в покупательской способности, то становится очевидным тот факт, что федеральные сетевые кофейни в провинции не доступны для средних слоев населения. Возможно, крупным игрокам рынка, которые в настоящий момент активно расширяют бизнес за счет регионов, есть смысл поработать над ценовой политикой и меню.

Главными игроками рынка, безусловно, являются «Шоколадница»(16% общероссийского рынка) и «Кофе Хауз»(14%). Остальные сети – «Mac Cafe», «Costa Cafe», «Traveler’s Cafe», «Идеальная чашка», «Кофемания», «Starbucks Coffee» и «Кофеин» – имеют сильные позиции только в Москве, а также отдельные филиалы в регионах.

Лидер рынка – сеть кофеен «Шоколадница» – располагает 247 точками, из которых как минимум 200 приходится на Москву и Московскую область. По данным сайта компании в Санкт-Петербурге открыто 25 кофеен, в Екатеринбурге – 5, в Уфе – 4, в Нижнем Новгороде, Казани и Новосибирске – по 3, в Калининграде и Ростове-на-Дону – по 2. К сожалению, мы не располагаем информацией по поводу того, удалось ли «Шоколаднице» в полной мере реализовать планы по доведению к концу 2010 г. числа точек до 276. Как бы то ни было, в свете слабой насыщенности рынка и постепенного общего оживления экономики эта цифра не кажется завышенной.

Самой крупной региональной сетью кофеен можно признать «Кофе Хауз», из 221 точек которой 110 размещены в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Казани и Екатеринбурге, а также на Украине.

Серьезную работу по проникновению в регионы осуществляет «Mac Café»: 21 кофейня в регионах против 19 в Москве. Несколько уступает ей компания «Traveker’s Cafe», располагающая 31 кофейней.

Борис Хорев
PR-менеджер компании «inFOLIO Research Group»
тел: +7 (495)913-48-70
E-mail: pr@ria-infolio.ru

 


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO