12-05-2009

ADVERTOLOGY: Идеальная книга для младшего школьника

Принимая решение о выпуске новой книги для младших школьников, издатель должен учитывать мнение целевой аудитории - женщин 20-65 лет.Компания «inFOLIO Research Group» провела исследование предпочтений потребителей детской литературы и предложила несколько концепций книги для младших школьников, основанных на пожеланиях покупателей.

Вера или гуманизм

Одной из главных задач воспитания младших школьников родители считают воспитание в ребенке доброты и человечности, а также любви и умения прощать. Поэтому в книге участники фокус-групп видят, прежде всего, противовес насилию, которое льется на детей с экранов телевизоров. Интересно, что мнения на счет содержания детской литературы разделились - представители старшего поколения - бабушки - считают, что в ребенке нужно воспитывать в религиозном ключе, более молодые респонденты - мамы - в целом равнодушны к религиозной тематике, либо выступают против религиозной компоненты в воспитании. Любопытно также, что бабушки чаще мам отмечают интерес детей к Библии.

На сегодняшний день религиозная литература широко представлена на полках книжных магазинов, однако, судя по высказываниям интервьюируемых,  назидательный тон  этих книг отталкивает от чтения как детей, так и их родителей.

Рисунок 1. Стратегические воспитательные цели как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

В ходе дискуссии была выдвинута мысль о полезности издания детских энциклопедий, которые бы не делая акцента собственно на вероучении, в простой и увлекательной форме рассказывали бы детям об истории культовых сооружений - церквях, соборах и храмах, а также о связанной с ними историии религии. Такие книги, по мнению участников, смогли бы подтолкнуть ребенка к вере или хотя бы вызвать интерес к ней.

Другой важной проблемой воспитания младших школьников мамы и бабушки называют привитие детям вежливости, а также таких качеств, как честность и справедливость. Как указали участницы исследования, в возрасте семи - десяти лет детям интересна книга Г. Остера «Вредные советы». Однако родители не всегда уверены в ее положительном влиянии на формирование норм и ценностей ребенка. Некоторые отметили, что «дети воспринимают такие книги по-разному» и что «если об этом пишут - значит так делать можно».

Чистописание и культура чтения

В ходе обсуждения участницы фокус-групп указали, что ожидают от детской литературы не только помощи в формировании у ребенка навыков чтения, но и письма. По их мнению, при обучении младшего школьника письму особую роль играет сравнение написанного с образцом. Поэтому перспективным представляется издание книг, в содержание которых были бы включены  игровые задачи по чистописанию.

Рисунок 2. Текущие воспитательные задачи как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Подавляющее большинство участниц дискуссии указали на то, что их дети читают значительно меньше, чем они сами в этом возрасте. В связи с этим возрастает значение такого качества детской книги как увлекательность. Было отмечено также, что важной составляющей «интересной» книги является возможность ее продолжения.

Рисунок 3. Воспитание культуры чтения как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Все без исключения участники фокус-групп хотели бы привить своим детям любовь не просто к чтению, но и к самой литературе, что говорит о высоком уровне читательской культуры в обществе. При этом важно отметить, что при обсуждении вопроса о бережном отношении к книгам акцент быстро сместился в сторону износоустойчивости самой книжной продукции.

Рисунок 4. Воспитание культуры чтения как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

По мнению некоторых участников, воспитывать аккуратность при общении с книгой также следует в игровой форме. Например, к книге можно приложить оформленную в одном стиле с ней канцелярскую губочницу для смачивания пальцев. По мнению родителей, подобный подарок мог бы заинтересовать детей, так как позволил бы включить игровой элемент «как взрослые».

Участники дискуссии выдвинули и идею создания серии книг, пригодной для детского буккроссинга. Младшему школьнику интересно быть посвященным в какую-нибудь тайну. Поэтому, естественно, что найденный в условленном месте предмет, например, книга, вызовет у ребенка интерес как к самому процессу, так и к находке.

Рисунок 5. Воспитание культуры чтения как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Досуг ребенка

Большинство участников фокус-групп указали, что стараются разнообразить досуг ребенка, записывая его во всевозможные центры внешкольного образования и досуга. Значительная часть родителей отправляют своих детей в музыкальные школы, поэтому вполне логичным было бы предложить им литературу, сочетающую в себе как письменную, так и аудио-музыкальную форму подачи материала, а также книги с текстами песен их героев, которые ребенок, обучающийся музыке, мог бы самостоятельно исполнить.

Рисунок 6. Увлечения ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Увлечения детей младшего школьного возраста четко дифференцируются по гендерному признаку. В девять - десять лет девочек начинают интересовать «женские» темы: мода, красота, приготовление пищи и т.д. Ответы на многие свои вопросы в этом возрасте они получают из «энциклопедий для девочек».

Рисунок 7. Пол ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Особенно интересуют девочек вопросы моды, поэтому наверняка будет востребован специализированный журнал, посвященный вопросам детской моды. При этом издание желательно оформить как «взрослый» женский журнал, так как дети хотят «быстрее вырасти» и быть «похожими на родителей».

Что касается мальчиков, то они еще в дошкольном возрасте начинают интересоваться техникой, прежде всего, автомобилями. С возрастом увлечение машинами только растет.

Рисунок 8. Пол ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

В независимости от пола младших школьников интересуют компьютеры и интернет. Несмотря на то, что большинство родителей не одобряет подобное увлечение, достижения ребенка в этой области оцениваются ими позитивно. Поэтому идея создания портала, который стал бы продолжением, к примеру, выпущенной энциклопедии, показалась участникам дискуссии плодотворной. Были выдвинуты и основные идеи по смысловому наполнению подобных сайтов - наиболее интересными для детей, по мнению родителей, оказались астрономия, история и динозавры. В рамках такого портала можно было бы создать систему рейтингов для детей: кто больше прочел, кто лучше знает тему (решая задания, отвечая на вопросы). Полезным также было признана мысль о создании форума для обсуждения книги и размещения ребенком дополнительной информации по теме.

Рисунок 9. Увлечения ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Участники фокус-групп обратили внимание исследователей на популярность среди младших школьников всевозможных рукоделий, поэтому была выдвинута идея книги, которую ребенок мог бы украсить своими руками. Возможен также вариант с приложением к книге схем для вышивания, выжигания и т.д.

Рисунок 10. Увлечения ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Читаем и играем

Досуг младших школьников реализовывается в основном в играх, среди которых выделяются настольные игры - домино, шахматы - и игры-стратегии - «Монополия», «Каркассон», «Сумасшедший лабиринт» и т.д. Многим участникам фокус-групп импонировали бы книги, в приложении к которым юный читатель смог бы найти подобную игру с персонажами прочитанной книги.

Рисунок 11. Любимые игры ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Многие участники пошли еще дальше и предложили создать книгу по образу игры, в которой возможны были бы разные комбинации сюжета в зависимости от того, «как упадут кубики» или «куда приведет дорога».

Интересными младшеклассникам по-прежнему остаются игрушки. К примеру, девочкам-школьницам нравится играть с куклами серии Bratz. В связи с этим многие участницы фокус-групп высказали пожелание, чтобы издатели «поработали» над развитием в литературе образов этих кукол.

Рисунок 12. Любимые игрушки ребенка как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Выбор родителей

Участницы фокус-групп почти единодушно сошлись на том, что в современной литературе для детей слабо представлен «поучительный» аспект. Родители считают, что в сегодняшних книгах отсутствуют ситуативные фреймы, которые ребенок мог бы перенять, недостаточно актуализированы общепризнанные ценности. Многие участники считают, что воспитательные функции, которые не выполняют современные книги, можно реализовать через сборники пословиц и поговорок, содержащие в сжатой и понятной форме простые истины.

Рисунок 13. Предпочтения родителей как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Логичной и эффективной альтернативой могло бы стать создание комиксов на тему русских пословиц и поговорок. По мнению некоторых участников, такая форма могла бы стать значительно более эффективной, чем тиражирование пословиц в традиционной форме.

Другой проблемой, отмеченной участниками дискуссии, стало отсутствие современных персонажей, которые бы отвечали представлениям старшего поколения о положительных и отрицательных героях. Многие родители негативно оценивают и попытки многих авторов «переписать» старые сюжеты, поэтому оптимальным представляется издание продолжений известных с советских времен книг.

Рисунок 14. Предпочтения родителей как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Участники дискуссии обратили также внимание на отсутствие сегодня книг с заданиями в форме ребусов и кроссвордов. Как правило, подобные издания выходят в формате журналов для дошкольников, поэтому создание подобных книг для других возрастных групп представляется перспективным.

Рисунок 15. Предпочтения родителей как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

 

В ходе дискуссии была высказана интересная идея развития сюжета детской книги - чтобы узнать, чем заканчивается история юному читателю придется решить судоку (японский кроссворд-картинку).

Внешний вид

Среди главных недостатков современных книг оказались, по мнению родителей, низкое качество материалов, из которых изготовлена книга, и недостоверность рисованных иллюстраций. В то же время участники дискуссий положительно оценили широкое распространение фотографического материала в детской литературе 

Рисунок 16. Предпочтения родителей как основа концепции книги для детей младшего школьного возраста

Еще одним плюсом современных книг участники фокус-групп назвали их интерактивность, которая, безусловно, притягивает интерес юного читателя реальной возможностью поиграть с книгой. При этом родители отметили, что в возрасте семи - десяти лет у ребенка наряду с желанием поиграть появляется устойчивая потребность коллекционировать, в том числе и книги. Поэтому желательно, чтобы издатели выпускали единообразно оформленные серии.

В общем же, книга для детей-дошкольников, по мнению родителей, должна быть глянцевой, красочной, яркой и наглядной, содержать много фотографических и рисованных иллюстраций, а в приложении предлагать ребенку игрушку, наклейки или интересную настольную игру. Книга ни в коем случае не может быть очень маленькой с мелким шрифтом, она не должна быть тусклой, блеклой или черно-белой. Интересно, что наряду с темными оттенками, дети, по мнению родителей, также не приемлют розовый цвет.

Таблица №1. Сопоставление словарей книги-мечты и анти-книги для младшего школьника. Оформление книги

Содержание

Все же основная дискуссия развернулась по поводу содержания детской литературы. По мнения участников фокус-груп, книга для детей семи - десяти лет должна быть поучительной (но не поучающей), правдивой, жизненной и человечной. Наиболее предпочтительными жанрами мамы и бабушки назвали фантастику, сказки и приключения. Но главное, чтобы книга воспитывала в детях такие качества как героизм, активность, умение дружить, преданность и человечность.

Книга ни в коем случае не должна демонстрировать детям зло, жестокость, предательство и смерть, их героями не могут быть ведьмы и вампиры, они не должны быть назидательными, непонятными, статичными и скучными.

Таблица №2. Сопоставление словарей книги-мечты и анти-книги для младшего школьника. Содержание книги

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO