25-05-2009

ВЕДОМОСТИ: Золотой червяк

По данным «inFOLIO Research Group», общий объем российского рынка биотехнологических препаратов для растениеводства колеблется от 230 млн до 470 млн руб. (в то время как общий объем рынка биотехнологических препаратов для сельского хозяйства достигает 4,8 млрд руб.). Одним из наиболее востребованных продуктов считается биогумус, средняя цена которого по России – 6800–7200 руб. за 1 т. В странах Аравийского полуострова и Западной Европы стоимость тонны биогумуса превышает $1800.

В 1998 г. Сергей Конин за $12 500 приобрел патент на выведение дождевого червя. В 2008 г. оборот его компании «Грин пикъ» превысил 150 млн руб., а владимирский червь «Старатель» в производительности превзошел заокеанских сородичей.

О сельском хозяйстве как сфере интересов Конин никогда не думал. Двадцать лет посвятил карьере военного. В 1989 г. подполковником уволился в запас и подался в коммерцию. Учредил в городе Коврове кооператив «Пикъ», который шил спецодежду, пробовал силы в мебельном производстве, строительстве, на фондовом рынке. Дела шли неплохо, пока не грянул дефолт.

Черви не подводят

«Я задумался, что можно производить на экспорт, чтобы вновь не прогореть. Критериев было несколько: дешевый источник сырья, растущий рынок с перспективой на 20-30 лет и простая технология, позволяющая получать максимальную добавочную стоимость», — рассказывает Конин.

На одной из выставок внимание Конина привлек биогумус — продукт переработки органических отходов сельского хозяйства дождевыми червями. Идея показалась несложной. А килограмм сырца стоил 30 руб.

Предприниматель выяснил, что родоначальник российской технологии — тоже бывший военный, доктор медицинских наук Анатолий Игонин — еще и живет по соседству, во Владимире.

Корневой патент на технологию разведения дождевого червя Конин купил за 300 000 руб. (по курсу 1998 г. $12 500) и весь запас червей в придачу — все 6 кг. На опасения предпринимателя, что бизнес может не пойти, профессор ответил: «Люди меня подводили много раз, черви — никогда».

«Тонна навоза стоит 200 руб., биогумус на выходе — 6000 руб. за тонну. Из одной тонны навоза получается 600 кг биогумуса и прирост на 10-15 кг червя, — раскрывает Конин нехитрую арифметику. — Черви прекрасно размножаются. Не болеют. Не переносят инфекций. Кормятся отходами. Им не нужна электроэнергия. При правильных условиях содержания за год 1 кг червя размножается до полутора тонн».

На обычном огороде в средней полосе России водится 14-15 видов дождевых червей, всего в мире их более 7000 видов. И только один вид — Eisenia foetida годится для работы. В мире широко известен красный калифорнийский червь. Червь, которого в «Грин пикъ» назвали «Старатель», выведен из той же породы. «Из тонны навоза, при пересчете цен, наш червь намывает 50 г золота», — смеется Конин.

Дело в качестве

В 1998 г. биогумус на рынке в среднем стоил 30 руб. за 1 кг. «Грин пикъ» сразу опустила цену в пять раз до 6 руб. «Мы выяснили, что садоводы не готовы тратить на обработку одного растения больше 1 руб. На это требуется около 100 г удобрений. Долго не могли уложиться в такую себестоимость. Но это заставило всех нас искать более эффективную технологию», — рассказывает Конин.

В 2003 г. технологию разработали. Посмотреть на ноу-хау приехали специалисты из 19 стран. Если прежде в мире использовалась американская контейнерная технология, то в «Грин пикъ» пришли к выводу, что и без контейнеров черви из места, где их кормят, не уйдут. Теперь червятник — это просто ряды гряд, в верхний слой которых регулярно подкладывают навоз. Это позволило сократить производственный цикл со 140 до 1-2 дней.

«Конкуренты у нас, конечно, есть, — говорит Конин. — Но биогумус не водка, качество не определишь наутро. Только через три недели садовод поймет, что за препарат он купил. На рынке будут побеждать марки, которые гарантируют качество».

Несекретное производство

Конин сразу решил, что производство засекречивать не будет. Посмотреть червятники в Коврове может каждый. Поначалу консультировали бесплатно, но в какой-то момент количество желающих слишком выросло. Сегодня раз в месяц можно пройти трехдневный курс стоимостью 13 500 руб. и получить сертификат «Специалист по вермипроизводству». Один килограмм червей для старта своего дела стоит 1000 руб. «Опыт показывает, что продавать гораздо сложнее, чем производить. В итоге большинство возвращается к нам с предложением купить их биогумус и реализовывать под нашей маркой, что мы и делаем», — говорит Конин.

«Это не такой уж высокорентабельный бизнес, — утверждает коммерческий директор ООО “Рыльский биогумус” Сергей Верижко. — Иногда можно получить и до 100%, но обычно 30-50%. С крупными потребителями удобрений работать практически нет шансов. Ведь 99% сельхозпроизводителей еще с советских времен ориентированы на химические удобрения. Работаем с владельцами небольших огородов. А вот отношения с крупными сетями в этом бизнесе весьма сомнительны. Товар недорогой — мешок биогумуса на 50 л стоит около 300 руб., и, чтобы окупить вход в сеть, нужен очень большой оборот».

В агрофирме «Флос» рассказали, что пока объемы продаж биогумуса невелики: «Товар, который предлагает “Грин пикъ”, высокого качества, но дорог, хотя того и стоит — одним ведром можно обработать весь огород».

Повернулись к России

По словам Конина, «Грин пикъ» производит 15 000 т биогумуса в год, а спрос в этом году уже приближается к 50 000 т. Еще «Грин пикъ» произвела около 450 000 л препарата «Гумистар». Это ноу-хау для Конина разработали почвоведы МГУ. «Мы оказались не готовы к возросшему спросу, — рассказывает бизнесмен. — В предыдущие годы ориентировались на экспорт, куда традиционно продавали более 50% продукта. Но Евросоюз ввел запрет на ввоз биогумуса. Теперь экспортируем только “Гумистар” и самих червей».

Виктор Кошелев из ООО «Небесная ласточка» (производитель биогумуса, Ростов-на-Дону) говорит, что продукт действительно оказался востребованным: «Это первый активный сезон продаж, и мы уже окупили все вложения в обучение и развитие. Кто хоть раз выращивал урожай на биогумусе, только им и пользуется».

«Перспективы этого рынка в целом радужны, считает Олег Клепиков, ренеральный директор компании «inFOLIO Research Group», в обществе растет спрос на экологически чистую продукцию. «В ближайшем будущем производителям придется ориентироваться на розницу, а значит, наиболее перспективным направлением для инвестиций будет трейд-маркетинговая активность, — полагает Клепиков. — Скромные финансовые возможности компаний-производителей часто не позволяют донести до населения многочисленные плюсы этого вида удобрений».

Полный текст статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO