12-08-2010

ФИНАНСОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ: Пенная Поднебесная

Китай уже несколько лет занимает первое место среди стран - производителей пива. С каждым годом разрыв между Поднебесной и бывшим лидером пивного рынка - США увеличивается. Потенциал роста китайского производства еще очень большой. Эксперты уверены, что для завоевания западного рынка Китаю нужны сильные бренды, на создание и продвижение которых требуются огромные бюджеты.

В 2002 году Китай впервые обогнал США в производстве пива. С тех пор восемь лет подряд Поднебесная остается мировым лидером в этом сегменте рынка. За прошлый год в Китае произвели 4,2 млрд дал пива, в США - 2,7 млрд дал, в России - 1,1 млрд дал. По данным УК "Финам Менеджмент", доля рынка Китая сегодня достигла 20%, у других крупнейших производителей она намного скромнее: США - около 12%, Россия - около 6%, Бразилия - около 6%. Аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин отмечает, что пивоваренная отрасль, как и винная индустрия, в последние годы развивается в Китайской республике весьма высокими темпами.

"Например, в части производства пива Китай буквально за несколько лет занял первое место в мире, уверенно оттеснив с лидирующих позиций традиционные "пивные" страны, - комментирует аналитик. - Мы полагаем, что высокий потенциал дальнейшего экономического и демографического роста, ожидаемое улучшение среднего уровня жизни в КНР, в общем, позволяют предполагать сохранение подобных тенденций".

Свое для своих

Несмотря на то что производители Китая отхватили уже впечатляющую долю рынка, останавливаться на этом они не собираются. Внутренний рынок далек от насыщения, да и пива местное население пьет еще очень мало. Например, в Чехии и Германии в среднем на человека приходится по 120-130 л в год, в США - 90 л, в России - около 75 л, а в Китае всего лишь - 28 л. "Местное население предпочитает и всегда будет предпочитать местную продукцию - таков менталитет", - отмечает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.

Эксперта ЦИФРРА поддерживает и глава филиала международного холдинга AsstrA в Китае (Шеньчжень) Олег Кравченко. "Дальнейшее развитие пивной отрасли в Китае неизбежно будет ориентировано на внутренний рынок, который продолжает расти и постепенно двигаться в сторону премиум-сегмента, - считает Олег Кравченко. - То есть если темпы роста потребления в количественном выражении и замедлятся, то в стоимостном они останутся на хорошем уровне".

В компании inFOLIO Research Group отмечают, что китайские производители алкогольной продукции ориентируются на внутренний спрос, который определяется несколькими тенденциями. "Во-первых, огромный удельный вес кустарного алкоголя, производимого не только в сельской местности, но и в крупных городах значительной частью населения, масштабы которого, судя по всему, сопоставимы с легальным производством, - перечисляет генеральный директор inFOLIO Research Group Олег Клепиков. - Во-вторых, китайский потребитель постепенно отказывается от крепкого алкоголя (кроме водки) и переходит на пиво, что и обусловливает взрывной рост". В-третьих, как и в других быстроразвивающихся странах, в Китае отмечается рост потребления крепкого алкоголя сегментов premium и super premium, что привело к росту продаж не только мировых, но и местных брендов, сопоставимых по ценам с Chivas Regal, XO Cognac и Johnnie Walker Black Label.

Перспективы развития внутреннего рынка алкогольной продукции очень оптимистичные. "Даже наблюдаемая в последнее время гиперактивная экспансия иностранных производителей крепкого алкоголя на китайский рынок не отвратит массового потребителя от продукции местного производства, поскольку они просто конкурируют в разных сегментах, - рассказывает Олег Кравченко. - А китайские производители вина надежно защищены высокими импортными пошлинами, и качественное, но при этом недорогое европейское/американское/австралийское вино китайский потребитель не увидит еще очень долго". При этом объем импорта иностранной алкогольной продукции, равно как и объем производства местной, постоянно растет.

Кому нужно китайское?

По мнению экспертов, перспективы экспорта китайского пива в ближайшее время по-прежнему будут связаны с ростом экспорта на соседние азиатские рынки (Гонконг, Тайвань, Макао) и попытками усиления на рынках других стран ЮВА, где им, однако, придется выдерживать конкуренцию с местными производителями.

Если говорить о России, то объемы экспорта китайского пива в нашей стране незначительны (в 2008 году только 0,7% от общего объема экспорта пива, что составило около 1,7 млн литров). "И сложно говорить о дальнейших хороших перспективах этого продукта на российском рынке, - рассказывает Олег Кравченко. - Наверное, это связано в первую очередь со вкусовыми предпочтениями отечественного потребителя. Насколько я знаю, даже на Дальнем Востоке России покупатель скорее выберет японское пиво, нежели китайское".

Очень важно, по мнению Олега Клепикова, что уже сегодня есть все предпосылки для того, чтобы Китай, несмотря на доминирование небольших пивных заводов в общем объеме производства (более 60%), пошел по американскому пути развития рынка. В этом случае подавляющая доля производства будет сосредоточена в руках нескольких производителей (но не брендов), которые и организуют экспансию за рубеж. Скорее всего, это будут Tsingtao Brewery Company Limited, Bejing Yanjing Beer Group, Zhujiang Brewery, Harbin Brewery Group, Chongging Beer Group, Fujian Sedrin Beer Group, Kingway Brewery Holdings Limited, Qianjiang Beer Group, Lanzhou Huanghe Enterprise.

Пока речи о значительных объемах экспорта китайского пива в западном направлении не идет по нескольким причинам. "Во-первых, сам китайский рынок еще не насыщен, а значит, западные компании, в том числе и российские, могут рассматривать Китай как рынок сбыта, - перечисляет эксперт inFOLIO Research Group. - Во-вторых, китайцы пока не смогли решить проблему качества напитков и упаковки. В-третьих, китайским производителям необходимо всерьез задуматься о развитии и продвижении своих брендов". Глава филиала AsstrA в Китае Олег Кравченко также обращает внимание на важность маркетинговой составляющей. "Увеличение экспорта будет происходить в первую очередь за счет усиления и раскрутки собственных китайских брендов, таких как "Циндао" (Tsing Tao), "Яньцзин" (Yanjing), "Сноу" (Snow), - объясняет Олег Кравченко. - Однако не исключено, что производимое в Китае под мировыми брендами пиво (Heiniken, Budwiser, Carlsberg) появится не только на прилавках китайских супермаркетов. Ведь малайский Guiness, по крайней мере, в Азии уже давно никого не удивляет".

Перспективы экспорта китайского алкоголя, помимо пива, по мнению Олега Кравченко, довольно туманные. Не так много в мире ценителей гаоляновой или рисовой водки, а производителей дешевого бренди или порошкового вина, наверное, хватает в каждом уголке земного шара. "Может быть, какие-то шансы на мировое признание есть у фруктовых (например, сливовых) "вин" или у специфических настоек на травах, женьшене и прочих "полезных ископаемых", но оценивать их перспективы очень сложно", - добавляет руководитель филиала AsstrA в Китае.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO