21-09-2010
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Репетиторство без границВ ГУ-ВШЭ с докладом «Размывание границ: изменяющиеся формы и многообразное влияние частного репетиторства» выступил директор Научно-исследовательского центра по сравнительному образованию (CERC) в университете Гонконга, профессор Марк Брей. Вывод ученого, системно изучающего репетиторство как часть сферы образования: объем рынка репетиторских услуг растет во всем мире. Прирост – более 10% ежегодно. Объем рынка «теневого образования» в Германии составляет 1,5 млрд. евро в год, в Греции – 1,7 млрд. евро, во Франции — 2,21 млрд. евро. В Корее и Турции объем рынка еще больше. До массового введения ЕГЭ в России, по данным Высшей школы экономики (ГУ), репетиторством занимались 15,5% преподавателей вузов, 8,9% преподавателей техникумов и 21,7% учителей школ. Высшая школа экономики опиралась в данном исследовании на опросы учителей. Но некоторые депутаты из профильного комитета ГД РФ считали и считают иначе. Депутат Олег Смолин уверен, что репетиторство попробовал каждый второй учитель и каждый третий преподаватель вуза. С введением ЕГЭ рынок репетиторства еще более вырос. По данным компании inFOLIO Research Group, рынок репетиторских услуг в России на протяжении последних трех лет демонстрировал рост на 13–16%, а рынок подготовки к ЕГЭ только за последний год возрос – на 23%. Россияне потратили на подготовку к ЕГЭ от 6 до 8 млрд. руб. «Репетиторство во всем мире не просто существует, – отметил в докладе Марк Брей, – оно развивается и использует разные каналы коммуникации, получая распространение и через Интернет». Почему появляются репетиторы? Главный вывод Брея: репетиторство процветает там, где есть спрос на него. Чем ниже зарплата педагога, тем выше вероятность, что он будет давать частные уроки. Репетиторство поддерживается там, где нужно просто «передержать» детей в школе. Например, в Корее занятия в школах заканчиваются около 15.00, и детей надо чем-то занять. Изменение школьной программы или появление национального экзамена приводит к изменению системы репетиторства. В РФ с введением ЕГЭ появилось натаскивание к экзамену. Это плохо. И плохо, когда преподаватель не выкладывается на основном занятии для того, чтобы затем получить дополнительный доход за счет частных уроков с теми же самыми учениками. Это, по мнению профессора Брея, конечно же, проявление коррупции. Именно по этой причине в некоторых странах заниматься репетиторством со своими учениками просто запрещено. Репетиторством подрабатывают не только учителя и преподаватели-пенсионеры, но и студенты, еще не имеющие высшего образования. На такой вид репетиторства тоже есть спрос по причине его недороговизны. Вместе с тем существует профессиональное репетиторство – тьюторство. С развитием Интернета эта услуга растет. Появляются многонациональные компании по предоставлению такого рода услуг, действующие во многих странах мира. Марк Брей приводит любопытный пример репетиторства в Гонконге. Там мастера этого дела собирают целые огромные аудитории. И могут быстро стать кумирами толпы, как поп-идолы. Их портреты размещены на огромных плакатах и на автобусах. Некоторые из них уже стали миллионерами. При этом... Марк Брей знает лектора – кумира толпы, который провалил экзамен на диплом бакалавра. Так что же делать с репетиторством? Марк Брей замечает, что во многих странах государственные органы управления образованием предпочитают вообще не обращать на него внимание. Есть страны, где его пытаются запретить. И то и другое – неправильно. Запретить – репетиторы уходят в «тень» и перестают платить налоги. А не замечать – Министерство образования не будет знать, каково настоящее состояние дел в этом секторе. «А ведь госорганам надо выстраивать соответствующую политику», – считает ученый. С одной стороны, репетиторство – это дополнительная занятость учителей и преподавателей и соответственно рост доходов этой части населения. Другой значимый момент заключается в том, что ситуация в теневом образовании отражает то, что происходит в открытом образовании. Поэтому рынок теневого образования важно изучать, исследовать и анализировать для того, чтобы лучше понимать, в каком направлении развиваться системе образования далее. Полную версию статьи читайте здесь | ||
|