03-02-2011

МЯСНАЯ СФЕРА: Потребители не верят

Фактически текущий год продемонстрировал давно наметившиеся на российском рынке тренды: говядину покупают все меньше, свинину и мясо птицы – все больше. По данным компании inFOLIO Research Group, к концу первого полугодия мясо птицы, прежде всего куриное, занимало до 39% рынка, почти 31% принадлежал свинине и менее 27% – говядине.

Одной из особенностей развития рынка мяса птицы является рост спроса на охлажденную продукцию, доля которой сегодня составляет 60%. На основе качественных исследований inFOLIO Research Group можно утверждать, что сдвиг потребительских предпочтений произошел только в отношении охлажденного мяса птицы, которое все больше респондентов обозначают как часто покупаемое.

Изменение структуры потребления в сторону охлажденной продукции обусловлено ростом благосостояния населения в прошлые годы и

изменением качества жизни, формированием негативного отношения к импорту, стремлением вести здоровый образ жизни. Производство охлажденного мяса птицы является более рентабельным и маржинальным по сравнению с замороженной продукцией, что заставляет участников рынка увеличивать его долю в структуре производства.

А улучшение логистики и технического оснащения розничных магазинов ведет к росту возможностей для продаж «охлажденки». Ритейлеру, как правило, менее выгодно работать с замороженным мясом, так как расход холода на его замораживание и хранение в разы больше чем на охлажденное. Кроме того, для замороженного мяса требуется дополнительное оборудование, а на прилавке оно выглядит менее привлекательно.

При всей кажущейся успешности российский рынок охлажденного мяса птицы имеет некоторые барьеры для развития, связанные с особенностями восприятия товаров данной группы потребителями. Так, аналитики рынка уверены, что спрос на него бы гораздо больше, если бы производители активнее информировали население о полезных свойствах продукта. Результаты исследования компании «Прорыв» показали, что более половины потребителей не видят принципиальной разницы между охлажденным и замороженным мясом птицы, считая практически единственным преимуществом охлажденного удобство и быстроту приготовления. Вместе с тем замороженное мясо часто воспринимается как «второсортное». Главная причина недоверия к нему – неуверенность в соблюдении условий хранения в розничной торговле. По большому счету, сегодня потребители не верят ничему: ни замороженному, ни охлажденному мясу.

«Хотелось бы отметить, что ростом продаж охлажденное мясо обязано не рекламно-информационным кампаниям и не популярности, а общим разочарованием потребителей в качестве и свежести мясной продукции вообще, – подчеркивает генеральный директор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. – Другими словами, охлажденное мясо птицы покупают не потому, что оно сохраняет больше полезных свойств, – просто покупатель надеется, что мясо «реже размораживали». Он отмечает еще одну интересную деталь, характерную для региональных рынков: изменение отношения к полуфабрикатам из мяса птицы, а также к колбасной продукции с добавлением мяса птицы. «Если в 2007 году участники фокус-групп резко негативно оценивали весь спектр полуфабрикатов и продуктов из мяса птицы, то фокус-группы, проведенные летом 2010 года, продемонстрировали новую тенденцию – потребители привыкли к пельменям с куриным фаршем и к куриным сосискам, – рассказывает эксперт. – Большинство участников дискуссий по-прежнему считают такую продукцию не настоящей, отмечая при этом, что и полуфабрикаты с традиционной начинкой также производятся с нарушением технологий, добавлением просроченного мяса, сои, ГМО и “неизвестно чего”. Таким образом, мы видим широкое распространение “потребительской апатии” как в отношении сегмента мяса птицы, так и мясного рынка в целом».

В таких условиях производителям необходимо не просто делать акцент в маркетинговой политике на качестве продукции, но и организовывать узкоспециализированные информационные кампании по формированию и продвижению положительного образа торговой марки, заниматься созданием ярких и привлекательных для потребителей брендов, особенно в сегменте охлажденного мяса птицы. Согласно прогнозам, сегмент «охлажденки» продолжит расти, и в 2011 году его доля увеличится до 75%. Этому будет способствовать достигнутая в ноябре договоренность российской стороны с представителями Евросоюза о расширении объемов поставок и «объема циркуляции охлажденного мяса на рынках России и ЕС» (сейчас Евросоюз поставляет «копейки» этой продукции на российский рынок, так как мясо птицы там очень дорогое).

«В целом в течение ближайших пяти лет будет происходить постепенный отказ широких слоев населения от свинины в силу “диетических” причин и дальнейший рост спроса на курятину. Мясо птицы ждет светлое будущее: в 2011 году его доля превысит 41%», – уверен Олег Клепиков.


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO