17-02-2011

МОЕ ДЕЛО. МАГАЗИН: Viva, olive!

Вопреки кризису россияне не стали экономить на оливковом масле – в 2010 г. рынок вырос на 19% и составил $220 млн. Эксперты отмечают, что многие покупатели стали больше готовить дома и выбирать полезные для здоровья продукты.

Потребление

После неудачного 2009 г., когда продажи оливкового масла упали на 8% – до 17 000 т, в 2010 г. рынок вос­становился. По оценке Euromonitor International, в 2010 г. в денежном выражении он вырос на 16% и со­ставил $220,5 млн.

– В натуральном выражении рынок оливкового масла превысит отметку в 20 000 т, его рост соста­вит 18%, что является абсолютным рекордом в истории нашей стра­ны, – отмечает гендиректор InFOLIO Research Group Олег Клепиков. – Несмотря на высокие темпы роста, российский рынок далек от насыще­ния. Даже учитывая, что подсолнеч­ное масло останется в ближайшие годы «главным» в нашей стране, при благоприятной конъюнктуре потре­бление может перевалить за 60 000 т уже к 2020 г.

По оценке аналитика исследо­вательской компании «Академия Сервис» Виталия Лобырева, сейчас среднедушевое потребление олив­кового масла в России составляет 120-130 г в год, и при существующем уровне доходов населения емкость рынка может вырасти в два раза при условии развития каналов сбыта и снижения розничных цен хотя бы до европейского уровня.

Аналитик Euromonitor International Анастасия Гончарова отмечает, что рынок растительного масла и жиров в России близок к на­сыщению и уровень их потребления относительно стабилен. Однако с началом экономического кризиса люди стали больше готовить дома, вместо того чтобы посещать ресто­раны и кафе. С другой стороны, здоровое питание становится мод­ным, а оливковое масло относится к здоровым продуктам. Тем временем розничные продажи маргарина, кулинарных жиров и спредов в 2010 г. снизились на 2%, 6% и 1% соответ­ственно.

По прогнозу Euromonitor International, в 2011 г. сегмент олив­кового масла будет расти быстрее, нежели весь рынок растительных масел. Емкость сегмента оливко­вого масла увеличится на 19% (до $262,4 млн), а всего рынка – на 9,7% (до $6,6 млрд). В натуральном вы­ражении продажи вырастут соответ­ственно на 8,1% и 1,2%.

Коммерческий директор компании «Крепкий орешек» Виталий Борисов отмечает, что в прошлом году некоторые крупные торговые сети запу­стили СТМ в категории олив­кового масла, которые стоили в среднем на 25% дешевле брендированных аналогов.
– Одним сетям товары под СТМ фасовали подрядчики на территории России, дру­гим – брендодержатели, при условии, что ритейлер выку­пит определенный объем оливкового масла, – говорит он. – Однако покупатель с недоверием отнесся к деше­вому маслу, поскольку в его сознании сложилось убеж­дение, что продукт должен стоить не меньше 220-250 руб. за бутылку 0,5 литра Extra Virgin и продаваться в стеклянной таре. По моим сведениям, продажи СТМ сетей в сегменте оливкового масла идут неважно.

Экспортеры

Российский рынок интересен как традиционным поставщикам оливкового масла, так и экспор­терам-аутсайдерам, стремящимся завоевать еще не занятые ниши на мировом рынке. Сейчас Россия вошла в число двенадцати ведущих покупателей оливкового масла (более 17 000 т в год). Основные поставщики оливкового масла на сегодняшний день – это испанские Olive Oil International sl, Aceites Borges Pont SA и Monini SpA. По дан­ным Euromonitor International, их совокупная доля на отечественном рынке составляет 54,6%. При этом в «марочной» структуре поставок этих компаний преобладает бренд Borges (13% рынка), под которым поставляется также большая часть масла компании Aceites Agro Sevilla S.A. По оценке руководителя на­правления inF4Retail компании Infolio Research Group Александра Кислицына, по уровню дистрибуции и широте ассортимента лидируют четыре бренда – Borges, Maestro de Oliva (цена 600 руб. за литр) и Gaea, Monini (900 руб. за литр).

– Для рынка России, стран СНГ и Балтии группа Borges наряду с одноименной ТМ развивает также специальный бренд ITLV (Industrial Technologica Laintex Veterani). Доля этой марки в стоимостном объеме российского импорта и на рынке составляет около 5%, – отмечает Виталий Лобырев. По 10,5% российского рынка принадлежит двум маркам – итальян­ской Monini и испанской Maestro de Oliva, причем оба бренда за прошед­ший год увеличили свои доли почти в два раза – соответственно на 5,5% и 4,5%.

Цены

По данным компании «Академия Сервис», влияние кризиса выра­зилось в снижении мировых цен на оливковое масло, которые уже практически восстановились.
– Несмотря на вызванное кризи­сом 40-процентное падение цен на оливковое масло, в целом с 2001 по 2008 год они выросли. Уже в 2009 г. началось их восстановление – цены на высшие сорта достигли уровня 3400-3800 долларов за тонну, – отме­чает Виталий Лобырев.
По словам Александра Кислицына, структура рынка оливко­вого масла по ценовому позициониро­ванию марок схожа с рынком других растительных масел (подсолнечного, кукурузного, рапсового и микс).
– Наиболее широко представлен mass-сегмент, – отмечает он. – При этом в «премиуме» (свыше 1500 руб. за условный литр) представле­но только два бренда: A L’Olivier и Lorenzo, что при условии роста спро­са на продукцию premium-сегмента в посткризисный период делает сег­мент привлекательным для игроков.

По словам Александра Кислицына, по сравнению с други­ми рынками растительных масел высока конкуренция между марками в нижнем ценовом сегменте: из 51 бренда оливкового масла 44 отно­сятся к сложившемуся mass-сегменту (стоимость условного литра – от 276 до 658 руб.). Средняя стоимость условного литра в среднем ценовом сегмен­те колеблется от 1262 руб. (т/м Casta) до 1514 руб. (т/м Cascina San Cassiano), в нем позиционируется пять брендов. Премиальный сегмент на рос­сийском рынке оливкового масла представлен пока двумя брендами – A L’Olivier и Lorenzo. Фактически оливковое масло дороже 2500 руб. за условный литр продается в Москве в премиальных сетях «Азбука Вкуса» и «Алые паруса». По словам Александра Кислицына, игрокам для дальней­шего развития бизнеса необходимо оптимизировать ассортиментную политику за счет ввода новых тор­говых марок, дифференцировать ассортимент и продвигать това­ры, ориентированные на разные ценовые категории, под разными брендами.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO