11-02-2011

NEWS INFO: Меняем любовь на валентинки по выгодному курсу

Все влюбленные мира с нетерпением ждут 14 февраля, когда наступит День Святого Валентина. У мужчин и женщин, девушек и юношей уровень гормонов в крови зашкаливает, и они начинают одаривать друг друга различными подарками, которые имеют форму сердца или несут романтическую подоплеку. Но кто задумывался о том, какие баснословные барыши приносят эти ярые последователи модных трендов в копилку всемирных торговых корпораций? За рубежом масштабы распродаж по случаю ДСВ догоняют знаменитую Черную Пятницу.

Отношение представителей церкви к празднику, названному в честь христианского мученика, совсем неоднозначное. Немногие в курсе, что Ватикан аж в 1969 году изъял его имя из литургического календаря и с тех пор не считает Валентина святым. А некоторые православные священники клеймят его день, упирая на то, что в России утрачены национальные традиции, и торговые корпорации используют святые понятия любви и влюбленности в маркетинговых целях, поэтому все праздничные мероприятия пронизаны духом рекламы и коммерческого успеха.

Что верно, то верно. В России учрежден собственный День семьи, любви и верности - 8 июля, который посвящен Петру и Февронии и отмечается с 2008 года. Но он, разумеется, не снискал у народа такой популярности, как якобы святой Валентин и сопутствующая его празднеству потребительская лихорадка.

Дело дошло до того, что власти города Белгорода решили хотя бы немного исправить положение - предложили вообще запретить заморский День всех влюбленных в образовательных, культурных и других подведомственных учреждениях городов и районов области, чтобы молодежь не поддавалась тлетворному влиянию западных традиций. Для этого вице-губернатор Олег Полухин и епископ Белгородский и Староскольский Владыка Иоанн подписали "Планмероприятий по обеспечению духовной безопасности".

Разумеется, тем, кто целый год ждал 14 февраля, чтобы воспользоваться им как поводом и отправить ненавязчивую "валентинку" объекту воздыхания, подобные предписания не указ. В конце концов, этот праздник - не более чем прекрасно выверенная PR-акция, и участие в ней принимают все желающие. То есть желающие перевести свои чувства в денежно-валентинковый эквивалент и тем самым повысить доходы отраслевых игроков.

Маркетологам хорошо известно: лучше всего продается секс. И нет ничего легче, чем играть и зарабатывать на сентиментальных чувствах влюбленных. Поэтому праздничное безумие начинается задолго до наступления "того самого" дня, когда на полках магазинов и бутиков появляются хорошо знакомые всем символы. Бизнесмены охотно создают романтический ажиотаж, при этом изгаляются как могут. Именно поэтому 14 февраля - это, скорее, праздник даже не покупателей, а продавцов открыток, сувениров и цветов.

В прошлом году компания inFOLIO Research Group провела исследование на рынке поздравительных открыток. Выяснилось, что открытки ко Дню святого Валентина покупают половина респондентов старше 55 лет, тем самым ломая стереотипные представления о неромантичности старшего поколения и его неподатливости заимствованным с Запада традициям. Подавляющее большинство людей (71 процент) регулярно дарят открытки, практически столько же опрошенных считают их обязательным приложением к подарку.

Большая часть покупок поздравительных открыток приходится на книжные магазины (72 процента), супермаркеты (69 процентов) и торговые центры (66 процентов). Им совсем немного уступают магазины подарков (61 процент), канцтоваров (58 процентов) и киоски печати (47 процентов). Около трети респондентов приобретают открытки на почте, и только 7 процентов в Интернете. Примерно столько же делают их своими руками, по старинке и с душой.

Неудивительно, что вместе с "валентинкой" в книжном или сувенирном магазине, покупатель обязательно приобретет вдогонку что-нибудь еще - на всякий случай. Таким образом, "потребительская корзинка" наполняется всяческими ненужными безделушками, которые стоят недешево, даже несмотря на хороший для праздничных дней дисконт.

Тем не менее, этот год станет поистине суровым испытанием для многих торговых компаний и супермаркетов. Так, например, экономика США испытывает рецессию, и уже в октябре прошлого года покупательская способность американцев при всех сумасшедших скидках снизилась настолько, что стала сопоставимой с сентябрем 2001 года, когда башни-близнецы подверглись террористической атаке.

Но россиян никаким кризисом не испугаешь. Согласно опросу исследовательского холдинга "Ромир", 81 процент наших соотечественников будут отмечать День всех влюбленных в этом году. Причем - что в принципе характерно для многих романтических мероприятий - численный перевес среди желающих отпраздновать сей знаменательный день на стороне женщин, 83 процента против 78 процентов представителей сильного пола. То ли отмечать можно в гордом одиночестве (в конце концов, влюбленность в себя самого тоже вполне приятное и сильное чувство), то ли, наоборот, один Валентин может осчастливить сразу нескольких Валентинок. Сутки все-таки долгие, целых 24 часа, и если подготовиться заранее, то хватит времени на десяток романтических сеансов.

Скептически к импортным "сердечным" делам относится каждый десятый россиянин, а семь процентов опрошенных и вовсе затруднились ответить на вопрос о том, будут ли отмечать День святого Валентина. Картина вырисовывается совершенно отчетливая: на российской почве заимствованные традиции живут и процветают. Более того, у нас их чтят куда более рьяно, чем на родине праздника. Из тех, кто будет отмечать День влюбленных в грядущий понедельник, по меньшей мере половина порадуют своих избранников цветами и сувенирами, 36 процентов предпочитают дарить парфюмерию, каждый третий - косметику, каждый пятый - ювелирные изделия, 16 процентов готовы даже потратиться на технику и электронику, 7 процентов скромно заявили о намерении подарить "что-либо другое".

Обойтись вообще без презентов 14 февраля рискнет только каждый десятый россиянин - и это при том, что 4 процента пока еще раздумывают, дарить или не дарить. Получается, что любить по-русски в нашей стране до сих пор не разучились: готовы чуть ли не последнюю рубашку с себя снять, конечно же, во имя большой и чистой любви, а на поверку - дабы следовать тренду, удовлетворить собственные желания за счет навязанного кем-то эфемерного праздника и еще больше обогатить предпринимателей.

Романтическая индустрия имеет к подлинным чувствам такое же отношение, как секс-шоп - к интимной жизни, а похоронное бюро - к скорби родных и близких об умершем. То есть, безусловно, имеет, но неизбежно выражается в денежном эквиваленте. Советский социолог и постмарксист Александр Тарасов как-то сказал, что сексуальная революция позволила постиндустриальному обществу расширить рамки мещанского потребления за счет секса и легализовать его как товар - вдобавок к движимости и недвижимости, еде и питью, а также примитивному псевдоискусству. Вероятно, что в скором времени мы будем наблюдать подобную тенденцию в отношении плюшевых, шоколадных и карамельных сердечек. А сфера чувств и эмоций приобретет вполне себе реальные черты. Исключительно меркантильные.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO