25-02-2011

ВЕДОМОСТИ: Аппаратные игры

В 2007 г. Максим Можар и Михаил Яковлев вложили в разработку и производство вендингового копировального аппарата 3 млн руб. В 2011 г. оборот созданной ими компании «Лиском» достигнет 60 млн руб.

Идею продвигать в России копировальные аппараты самообслуживания, снабженные купюроприемником, Можар подсмотрел в парижском аэропорту Шарль де Голль. Он написал французскому производителю таких аппаратов — компании Photomaton. Но цена в 5000 евро предпринимателя не устроила. Тогда Можар, владевший на тот момент в Петербурге сетью терминалов по приему платежей, обратился к Яковлеву, у которого он терминалы и закупал, с вопросом, реально ли аналогичные вендинговые копиры производить в России.

«Начинал я в 2004 г. с производства игровых автоматов, потом переключился на терминалы приема платежей, — рассказывает Яковлев. — Но к 2007 г. терминалы производили уже все кому не лень, конкуренция была очень высокой, и от этого направления я порядком подустал». Идея Можара показалась ему интересной, и предприниматели решили попробовать совместный бизнес. В создание компании «Лиском» Яковлев и Можар инвестировали по 1,5 млн руб. из личных сбережений. И до сих пор владеют бизнесом в равных долях.

«Мы даже толком рынок не изучали. Сразу почему-то были уверены, что дело пойдет», — признается Можар. Он продал в Петербурге свою сеть терминалов, Яковлев производство и разработчиков переориентировал на новое направление.

Под собственным брендом

Первый аппарат под брендом «Копиркин» — именно такое название придумали начинающие производители — был продан в июле 2007 г. По словам предпринимателей, их аппарат не только заметно дешевле европейских аналогов — от 2000 евро в базовой комплектации, — но и существенно более функциональный. Сегодня «Копиркины» могут не просто копировать документ, но и распечатывать с usb-накопителя, сканировать, а также снабжены gsm-модулем, который по sms может проинформировать владельца о неисправностях.

«Сначала у нас была идея самостоятельно расставлять и управлять аппаратами, но затем мы поняли, что распыляться не стоит», — поясняет Яковлев. Пока шла разработка первого «Копиркина», предприниматели общались с потенциальными клиентами на тематических форумах, и «интерес был колоссальный», но, когда копир поступил в продажу, покупатели в очередь не выстроились.

«Первые 3-4 месяца у нас были единичные продажи: по 4-5 аппаратов, — вспоминает Можар. — Но потом мы вышли с ним на вендинговую выставку». Предприниматели рассказывают, что в первый месяц после выставки у них купили более 100 аппаратов. Клиенты приезжали не только из регионов, но и из Белоруссии, Казахстана, с Украины, из Прибалтики. Бум продаж продержался до осени 2009 г. «Мы сотрудничаем с “Лискомом” уже три года и очень довольны, — делится гендиректор “Ксерокопии А.Г.” Аркадий Штейн. — Они предлагают многофункциональную качественную технику, на которой можно не только копировать, но и распечатывать с разных носителей, сканировать, заносить методички, бланки, учебные пособия, книги». Строить бизнес на эксплуатации таких аппаратов сложно, отмечает Штейн: чтобы арендовать место в том же вузе, нужно выждать от 4 до 10 месяцев, пока университет, как госучреждение, не согласует этот вопрос с местным управлением Росимущества и Минобрнауки и не проведет независимую оценку площади под сдачу в аренду.

Спасение в бахилах

«Как-то к нам обратился знакомый и спросил, не делаем ли мы аппаратов по продаже бахил, — рассказывает Можар. — Мы удивились, что такие аппараты очень востребованы. Всего два российских производителя не справляются со спросом». До очередной вендинговой выставки оставалось всего пару недель, и предприниматели решили рискнуть. Новый аппарат — «Бахилкин» Яковлев собрал буквально за неделю. «Для пущего эффекта сверху на крышку мы установили оранжевый спецсигнал со снегоуборочной машины, — смеется Яковлев. — И произвели фурор».

«Удивительно — мы не относились к “Бахилкину” всерьез, но именно этот недорогой аппарат сегодня востребован больше всего», — констатирует Можар. Аппараты по продаже бахил стоят порядка 30 000-40 000 руб. в зависимости от модификации. «Это рекордсмены по рентабельности! — восклицает Можар. — Они окупаются в среднем за 3-6 месяцев». А в «козырных» местах «Бахилкин» может окупиться и за пару недель. Предприниматели рассказывают, что несколько таких аппаратов, установленных в Онкоцентре, приносят своему владельцу около 1000 евро чистой прибыли с каждого аппарата ежемесячно. Для сравнения: «Копиркины» окупаются дольше — за 9-12 месяцев.

Третий подопечный предпринимателей — «Пробиркин» пока скорее мертв, чем жив. В производство аппаратов по продаже контейнеров для анализов предпринимателей вовлекли владельцы компании «Гем», производителя контейнеров для медицинских анализов. «Лет восемь назад мы начали вести активную просветительскую работу, направленную на то, чтобы люди приучались сдавать анализы в специальной таре, а не в стеклянных баночках», — рассказывает Аркадий Гольдберг, коммерческий директор компании «Гем».

«Каждый год наши продажи в аптеках растут примерно в два раза», — объясняет он. Но, к сожалению, не все вендинговые компании способны оценить потенциал этого рынка, вздыхает Гольдберг. «Главная причина, конечно же, в еще недостаточно высокой культуре сдачи анализов, — рассуждает Гольдберг. — В автомате умещается не больше 200-250 контейнеров, т. е. такие автоматы необходимо часто пополнять, а это дополнительная нагрузка для компании».

«Мы вложили в разработку этой машины несколько сотен тысяч рублей, но пока этот проект полностью убыточен, — сокрушается Можар. — Продать удалось лишь 10 штук по 50 000 руб. каждый». Отзывы о «Пробиркине» неплохие, но российский рынок пока к такому продукту не готов, полагают предприниматели.

Газировка и другие

По словам предпринимателей, кризис накрыл их с опозданием на год. «Мы просели сразу более чем на 20%. И сейчас продаем порядка 50 “Копиркиных”, — говорит Можар. — Если бы в 2008 г. у нас не появился “Бахилкин”, мы бы не выжили». «Был интерес к “Копиркину” за рубежом — в Словакии, Германии, Словении. Но после того как мы потратили очень много времени и денег, отправляя первую партию, идею экспорта мы пока для себя закрыли», — грустно рассказывает Яковлев.

Предприниматели рассчитывают, что в 2011 г. оборот компании вернется к докризисному уровню и составит 60 млн руб. Рентабельность бизнеса они оценивают как невысокую, в пределах 5-7%. Уже к концу 2011 г. Можар и Яковлев планируют, что семью «Лискома» пополнит новый герой — «Газировкин», аппарат в стиле хайтек-ретро, который летом будет продавать газированные напитки, а зимой горячий чай, сбитень, напиток из шиповника. В ближайшее время планируют запустить и собственную серию кофейный аппаратов. По словам предпринимателей, основные российские игроки на рынке — «Ювенко» (производитель автоматов под брендом «Уникум»), «Автоматпроизводство», «Автоматторг».

Производство аппаратов по продаже газировки в России кустарное, считают в «Лискоме». «Мы выйдем на раскрученный рынок с качественным продуктом и сможем занять свою нишу», — уверен Можар. Пока доля российских производителей торговых аппаратов в денежном выражении не превышает 4%, считает Олег Клепиков, генеральный директор inFolio Research Group. На итальянские машины приходится до 55% рынка, на испанские — 21%. Значительную долю — 8% — контролирует Китай.

«Я пока не слышал, что “Лиском” планирует производить кофейные автоматы», — говорит Дмитрий Ветров, менеджер по маркетингу компании «Ювенко». По его словам, только «Ювенко» производит 500-800 кофейных и снэковых аппаратов в месяц. «Лискому» — безусловному лидеру в своем сегменте — было бы логичнее развивать его и дальше, а не распыляться, советует он.

Дмитрий Сало, руководитель вендингового направления ЗАО «Автоматпроизводство» (специализируется на производстве автоматов по продаже газированной воды), рассказывает, что его компания производит вендинговые автоматы уже три года и только с 2010 г. продажи растут. За все время работы компания продала чуть менее 1000 автоматов. В оборудовании этого типа много нюансов и быстро добиться высокого качества мало кому удается, говорит он. «Новые производители в нашей нише регулярно появляются и исчезают», — утверждает Сало.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO