06-04-2011

ГАСТРОНОМИЯ И БАКАЛЕЯ: Нужно искать новые ниши на рынке

Ситуацию на продовольственном рынке сегодня трудно назвать однозначной: она провоцирует множество самых разных, порой противоречивых комментариев и прогнозов. Чтобы разобраться, что к чему, мы попросили одного из наших экспертов дать свою оценку тем или иным утверждениям о рынке. Своим мнением о тенденциях и перспективах рынка овощной и молочной консервации с читателями журнала «Гастрономия. Бакалея» делится Александр Викторович Ивашкин, директор департамента продаж компании «Эрконпродукт».

- Объем рынка молочной консервации в РФ практически полностью зависит от объемов производства, т. к. на рынке представлена продукция, выпущенная в основном отечественными компаниями

- В целом утверждение правильное: но все же многое зависит от самой компании, от ее активности и политики развития. Рынок по молочной консервации уже сформирован, расти на нем можно лишь за счет отвоевывания позиций на полке друг у друга. И это касается в первую очередь отечественных производителей, поскольку импортная молочная консервация в России не прижилась: она дороже, содержит фруктовые наполнители — такие вкусы не пользуются популярностью у наших потребителей. Сегодня востребованы только традиционные вкусы: кофе, какао и, конечно, популярная вареная сгущенка.

- Производственные мощности большинства молочно-консервных комбинатов в России загружены не полностью, что связано в первую очередь не с их износом, а с недостатком сырья

- Отчасти это так: именно проблема недостатка сырья оказывается «камнем преткновения» для многих производителей: те компании, которые хотят уверенно себя чувствовать на рынке и расти, вкладывают средства в развитие производственной базы, в закупку нового оборудования, так что износа практически нет. А вот с сырьем периодически возникают сложности, но опять же, не у всех. Наша компания имеет возможность бесперебойно обеспечивать себя сырьем — это связано с местоположением предприятий: так, например, завод, выпускающий сгущенку, находится в Смоленской области — «молочном» регионе.

- Сегодня можно наблюдать постепенное перераспределение потребительских предпочтений. Компания inFOLIO Research Group опубликовала результаты исследования российского рынка молочных консервов. По данным, собранным специалистами компании, около 80% рынка молочных консервов приходится на сгущенку с сахаром, при этом 15,8% — на вареное сгущенное молоко. Молочные консервы с различными наполнителями остались практически невостребованными — их рыночная доля не превышает 1%»

- Рынок молочных консервов действительно достаточно структурирован: вареная сгущенка занимает порядка 20%, сгущенка с сахаром — не 80%, а все-таки чуть меньше, поскольку часть продукции в дой-паках приходится на молоко с кофе и с какао — порядка 5-6% от общего объема рынка. Что касается фруктовых наполнителей — доля такой продукции минимальна.

- Сегодня почти каждый производитель молочных продуктов, продвигая собственную торговую марку, играет на том, что именно его продукт самый натуральный, вкусный и полезный

- Продвижение молочных консервов — дело сложное и зачастую неблагодарное: закладывать серьезные бюджеты на продвижение немаржинального и дешевого продукта нерентабельно. Использовать такие маркетинговые инструменты, как, например, дегустация в торговых точках со сгущенкой невозможно, торговые представители, рассказывающие о преимуществах сгущенки - это несерьезно. Единственный вариант — грамотное построение рекламной кампании и положительный имидж продукции, доверие покупателей к торговой марке.

- На рынке молочных консервов очень высокая конкуренция, если говорить о количестве сильных игроков в сфере молочных консервов, то можно сказать, что по всей России их около 20

- Да, в России есть порядка 20 действительно сильных игроков в сегменте молочной консервации. При этом надо отметить, что этот рынок территориально структурирован: в каждом регионе у конечных потребителей есть свои предпочтения, приверженность к тем или иным торговым маркам. Продукция нашей компании представлена практически в любой точке России: у нас развита филиальная структура, поскольку мы работаем не только с молочной консервацией, но и с овощной. Но это скорее исключение, чем правило.

- Сгущенное молоко с сахаром сохраняет большинство полезных свойств молока

- Фактически это так, поскольку качественное сгущенное молоко в соответствии с нормами ГОСТ делается из цельного натурального молока с добавлением сахара, без консервантов и т.д.

- Изготовление сгущенного молока в соответствии со специальными техническими условиями (ТУ) приводит к тому, что такой продукт является результатом процесса удешевления производства сгущенки за счет замены полноценных натуральных составляющих на дешевые растительные добавки

- Да, растительные добавки по ТУ присутствуют в продукции многих производителей, но наша компания в основном придерживается ГОСТа, проверенных временем классических рецептур.

- Овощная консервация - один из самых популярных видов продовольственных товаров на российском рынке

- Полностью согласен. Некоторое время назад для российских потребителей овощная консервация была единственной возможностью насладиться вкусом овощей в зимнее время. Самые популярные наименования овощной консервации на рынке РФ сегодня — это горох и кукуруза, а такие популярные в Европе позиции, как фасоль, у нас занимают по объему продаж не больше 20%.

- Овощная консервация содержит меньшее количество витаминов, чем свежие овощи. Однако производство овощной консервации сохраняет больше витаминов, чем приготовление некоторых кулинарных блюд

- Зимой и весной дело обстоит именно так. Да, возможно, за счет процесса консервирования уходит часть витаминов и микроэлементов, но все мы знаем, что сезон сбора овощей — очень недолгий, и сохранять свежие овощи круглый год без специальной обработки просто нереально. А консервированные продукты — это все-таки определенная гарантия того, что в банке лежат овощи и фрукты, вызревшие естественным путем и подвергавшиеся только термообработке при закатывании в банку, без использования химикатов.

- Сегодня рынок плодоовощной консервации постепенно превращается в конкурентоспособную отрасль и демонстрирует устойчивую динамику роста. И, хотя доля импортной продукции до сих пор превышает долю отечественной, российские производители укрепляют свои позиции на рынке - создают собственную сырьевую базу, выводят на рынок торговые марки и расширяют производственные мощности

- Процесс замещения продукции западных производителей из года в год демонстрирует свою динамику: отечественные компании успешно конкурируют с зарубежными, создают интересные собственные бренды, вкладывают средства в их развитие, в поддержание продаж — а это уже серьезный шаг к качественному росту российского рынка.

- Рост объема рынка овощных консервов за последние годы происходит, в первую очередь, за счет увеличения отечественного производства. С фруктовыми консервами ситуация иная - импортные поставки растут высокими темпами, поэтому, наряду с наращиванием производства, рынок растет и за счет увеличивающегося объема импорта

- Да, объем рынка овощных консервов действительно растет за счет увеличения отечественного производства, но при этом большинство компаний используют не российское сырье, а более дешевое — китайское, вьетнамское, таиландское. Поэтому на рынке сформировались не классические три сегмента, а четыре — премиальный, среднеценовой, эконом и самый дешевый — китайский. Такова была тенденция прошлого года из-за засухи и неурожая.

С фруктовыми консервами ситуация иная. Сегодня уже многие потребители привыкли к тому, что ананасы можно поставить на стол круглый год, персики, абрикосы и тропические плоды можно приобрести в любом магазине за вполне доступную цену — но все-таки эти фрукты в наше стране не выращиваются, а традиционно завозятся из-за рубежа, где уже не одно десятилетие наработаны традиции их производства.

- Несмотря на постепенное укрепление позиций российских производителей на рынке, есть ряд товаров, которые либо не производятся в России, либо производятся в недостаточных количествах: это горох, грибы, кукуруза, маслины (оливки) и др.

- Что касается таких средиземноморских продуктов, как оливки и маслины — то они как завозились в Россию из Греции, Испании, Турции и т.д., так и будут завозиться. Горох и кукуруза выращиваются в России, так что вполне возможно, что через какое-то время доля импорта этих консервов уменьшится. С грибами ситуация неоднозначна: от китайцев поступают предложения: вместо груздей, например, использовать дешевые шиитаки — по вкусу в готовом продукте их отличить практически невозможно, и многие производители идут на такую подмену.

- Сейчас отечественные овощеводы обеспечивают производителей консервов сырьем лишь на 20%. Остальное — закупается за рубежом. В ближайшее время эта ситуация вряд ли изменится

- Многие компании начинают вкладываться в создание собственной сырьевой базы — например, наша компания практически ни от кого не зависит и производит всю продукцию из собственного сырья (кроме персиков, ананасов, оливок и маслин).

- По ценовой сегментации овощеконсервный рынок достаточно «растянут». При традиционной классификации: высший класс (премиум), средний, экономкласс — границы размыты. Одинаковые по качеству, по вместимости банки консервы от разных производителей могут продаваться по самым разным ценам — от минимальных до запредельных

- Объективный факт: брендовладельцы— лидеры своего сегмента — продают свою продукцию по более высоким ценам, чем, скажем, менее известные производители. А вот по качеству особой разницы между ними нет. Так что деление это достаточно условно.

- С 15 февраля 2010 года в России отменена обязательная сертификация пищевой продукции. Теперь производитель может сертифицировать товары добровольно, а может и не делать этого. Эксперты предрекают, что на полки магазинов и рынков хлынет волна некачественных и опасных для здоровья продуктов

- Наша компания против данного введения — отмена обязательной сертификации открывает рынок практически для любого предпринимателя, который может хоть вручную на кухне закатывать банки — а что он туда закладывает, не будет известно никому. Наша компания сертификацию не отменила, проводит ее в том же порядке, который был раньше. Я думаю, что время расставит все на свои места, и потребители будут выбирать проверенную и безопасную продукцию.

- Успешность новых брендов зависит от соответствия консервированной продукции предъявляемым требованиям соответствующего сегмента рынка, кроме того, большую роль играет представленность данной продукции на рынке

- В первую очередь все зависит от качества продукции, от ее преподнесения — сегодня, в условиях серьезной конкуренции, нужно искать новые ниши на рынке. Наша компания, например, стала пионером в таком направлении, как выпуск сгущенного молока в литровой бутылке — этот сегмент сегодня демонстрирует значительный и стабильный рост продаж. И, конечно, очень многое зависит от уровня «раскрученности» бренда, от его продвижения, от политики самой компании-производителя.

- Цены на сырье являются существенным фактором, влияющим на ценообразование и рентабельность производства

- Цена на сырье — это не просто существенный, а основной ценообразующий фактор. Стоимость банки одинакова практически везде, так же, как и стоимость производства, трудозатрат и прочего, а основная составляющая цены продукта — это сырье.

- В распределении продаж консервированных овощей современные каналы торговли (гипермаркеты/супермаркеты и магазины экономкласса) занимают большую часть

- Сегодня сети занимают основной объем продаж — это касается не только консервированных видов продукции. Магазины формата «У дома» не в силах бороться с данным сегментом, хотя свою долю они пока удерживают, но все-таки будущее, думаю, за сетями. Наша компания активно работает в этом направлении.

- Рынок консервации очень консервативен в отношении упаковки

- Это действительно так. Сложно на этом рынке найти альтернативу железной банке — но мы пытаемся это сделать. Кроме бутылок, о которых мы говорили, есть еще упаковка дой-пак, которая демонстрирует высокий рост продаж. Есть еще разработки компании «Тетра Пак» - картонная упаковка для консервов тетра-рекард, у которой также высокий потенциал на рынке.

Полный текст статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO