17-06-2011

ВЕДОМОСТИ: Бизнес у камина

Сергей Вальков до сих пор помнит первых клиентов. В начале 90-х мода на камины распространилась среди бандитов. Валькову ничего не оставалось, кроме как научиться работать быстро и качественно. «За месяц я складывал камин, который обычно делают за два», — вспоминает Вальков. Бандиты часто обманывали, обещали, например, заплатить за камин $1000, а платили в лучшем случае $300. Однажды керамический завод отказался продать Валькову плитку по низкой цене. Заказчик-бандит разозлился, отправил туда подельников, и завод, перепугавшись, отдал плитку бесплатно. «Я боялся открывать компанию из-за бандитов, налогов и всеобщей неразберихи», — рассказывает Вальков.

Изразец по фото

Обжигать керамику Вальков научился в детстве. У отца была собственная мастерская в городе Энгельсе, сын часто лепил из глины поделки и обжигал в печи. Но мама, музыкальный работник, хотела, чтобы он стал музыкантом. В 1988 г. он окончил музыкальное училище по классу фортепиано.

В 1991 г. Вальков вернулся из армии и понял: музыкой много не заработаешь. Он пошел в частный сектор, но вскоре отказался работать по найму. У его отца по-прежнему была мастерская, где он делал эксклюзивные фарфоровые самовары и чайники. А сын решил заняться изразцами для каминов. «Я увидел немецкий камин XVIII в., изумился, сфотографировал его и по фотографии слепил», — рассказывает Вальков. Объявление о камине он дал в местную саратовскую газету и тут же его продал.

На этом этапе бизнес никаких капиталовложений не требовал. Вальков выполнял частные заказы на базе мастерской отца. Траты появились в 1996 г., когда вместе с партнером Павлом Жуковым они официально зарегистрировали компанию «Сфера-арт» по изготовлению изразцовых каминов. По словам Валькова, к этому времени у него было столько клиентов, что один он с трудом справлялся. Партнеры поделили акции пополам, Жуков взял на себя производство, а Вальков отвечает за работу с заказчиками и связи с общественностью.

Сейчас предприниматель не может сосчитать, сколько точно денег они тогда вложили в предприятие. Вальков продал квартиру, на вырученные деньги начал строить дом, в цокольном этаже которого размещалась мастерская. Печи для обжига предприниматели соорудили сами.

Простое название

Следующим этапом развития стала аренда в 1999 г. заводского цеха площадью 100 кв. м в здании Бутовского кирпичного завода. Печи снова построили сами. По словам Валькова, аренда и закупка оборудования обошлись в $2000, так как после кризиса 1998 г. все стоило очень дешево. «Я все время хотел взять кредит в банке, но партнер отказывался. Он не хотел залезать в долги и был прав», — усмехается Вальков.

В начале 1999 г. компания Валькова открыла в Саратове два магазина, еще один — в 2010 г. а в 2006 г. решила выйти на московский рынок. Но первый магазин на Рублевке пришлось закрыть через три месяца после начала работы. Эксперимент обошелся предпринимателю в 600 000 руб., оценивает он. «Многие клиенты боялись Рублевки, считали, что там все дорого», — рассказывает Вальков. Чуть позже Вальков поменял название компании на «Изразцовые камины». «Клиент должен сразу понимать, что мы делаем», — полагает он. Сейчас московский магазин «Изразцовых каминов» находится в Алтуфьеве.

Такое название еще и вылетает в первых строчках поисковых систем, стоит только набрать слово «камины». А на интернет приходится 50% рекламных затрат, оценивает предприниматель. Остальную рекламу размещают на уличных перетяжках. И участвуют в отраслевых выставках. Покупка стенда обходится в среднем в 500 000 руб., но Вальков считает выставки важной составляющей рекламного бюджета, потому что за один день на выставке удается продать четыре-пять каминов.

Необычная конструкция

В компании Валькова камины собирают из блочных панелей, в которые зашиты рельефные, покрытые глазурью изразцы. «Это разве камины? Это подделка, псевдокамины», — возмущается Константин Шипилов, руководитель компании «Очаг» и член Гильдии печников России. «Камин — это печная конструкция из кирпича, она может иметь отделку, а может не иметь, главное в ней — это прочность и полезность», — горячится Шипилов.

Вальков, напротив, уверен, что его камины довольно прочные и красивые. Только 5% от общего объема продукции компании приходится на серийное производство. Остальное делается на заказ. Поэтому и стоят камины дорого — в среднем 800 000 руб.

Вальков лично рисует эскизы изразцов клиентам. «Чтобы сделать эскиз, надо быть профессиональным художником», — возражает на это Геннадий Зоров, владелец компании «Русские изразцы». Зоров всю жизнь занимался росписью керамики: «У нас каждый изразец — произведение искусства». По его мнению, продукт «Изразцовых каминов» — для менее разборчивого потребителя.

Среди клиентов Валькова — менеджеры «Лукойла» и Газпромбанка, Соловецкий монастырь и компания Google, утверждает он. По словам Аллы Забровской, пресс-секретаря Google, в офисе компании изразцами выложена буфетная стойка в столовой. Белые изразцы хорошо вписываются в интерьер столовой в русском стиле.

Рынок каминов и печей высококонкурентным назвать нельзя, считает Шипилов. Но наряду с российскими здесь присутствуют и западные производители, добавляет Владимир Перекосов, председатель Гильдии печников России.

Сейчас годовой оборот компании «Изразцовые камины» составляет 60 млн руб., утверждает Вальков. Основные статьи расходов — закупка сырья (оно в основном европейское), аренда помещений и оплата труда 30 работников компании. «На зарплаты уходит больше всего денег. Но в нашем бизнесе люди — главный капитал», — утверждает он. Например, художники у Валькова получают по 40 000 руб. в месяц. Рентабельность предприятия — около 20%, говорит бизнесмен.

Бизнес мог бы развиваться лучше, если бы государство постоянно не чинило препон, жалуется предприниматель: «Меня уже три раза штрафовали». Камень преткновения — место для рекламы. Предприниматель самовольно размещал рекламу рядом со зданием саратовского торгового центра, где находится его магазин. Но чиновники посчитали, что здание и прилегающая территория уже перегружены вывесками. Сейчас Валькову предлагают места за городом, в бедных дачных поселках. А иногда и вовсе намекают: сделаете бесплатно камин — разрешим разместить перетяжку в центре. «Мы делаем, а чиновник потом все равно разрешения не выдает», — разводит руками Вальков. Но не унывает. С улыбкой указывает на небольших фарфоровых динозавров, украшающих мраморную столешницу камина. «Это брат сделал на своем заводе в Израиле, а мы теперь будем их продавать», — говорит он. Почему бы в самом деле не украсить камин фигурками динозавров? Вальков надеется, что клиенты будут довольны.

Твердый рынок

По данным исследовательской компании inFolio Research Group, рынок каминного оборудования в России вплотную приблизился к отметке в $35 млн. Наиболее высокие темпы развития (18–23%) были достигнуты в 2004–2007 гг. По словам Олега Клепикова, директора компании, главным рынком каминного оборудования остается Центральный федеральный округ, на который приходится до 42% рынка. Значительно отстает Северо-Запад – 17%. По косвенным данным, третью позицию удерживает Южный федеральный округ, но точные данные компания предоставить не может в связи со спецификой региона.

Полную версию статьи читайте здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO