21-03-2011

КОММЕРСАНТ: Интеллектуальные инвестиции

Сегодня доля компаний, готовых инвестировать в обучение персонала, быстро растет. Во время кризиса компании в погоне за сокращением издержек стали открывать свои собственные корпоративные университеты, передавая опыт из уст в уста. И банковский сектор — не исключение.

Около года назад Петербург являлся лидером по развитию корпоративного обучения по России — до 5,9% петербуржцев с высшим профессиональным образованием проходили за последние три года обучение в своих компаниях.

Под "корпоративным университетом", как правило, подразумевается система краткосрочного образования внутри компании. При этом к обучению могут привлекаться как приглашенные специалисты, так и внутренние резервы. "Компании, безусловно, заинтересованы в том, чтобы основная нагрузка ложилась на действующих сотрудников, которые смогут передать опыт и приводить кейсы, "заточенные" под компанию", — говорит Алексей Захаров, президент рекрутингового портала Superjob.ru. По словам эксперта, качественный переход бизнеса к корпоративным университетам произошел во время кризиса, когда для сокращения издержек компании переориентировались от сотрудничества с внешними провайдерами к развитию внутреннего обучения. "Сегодня доля компаний, готовых инвестировать в обучение персонала, активно растет", — говорит Алексей Захаров.

Тяга к знаниям

На апрель 2010 года Санкт-Петербург являлся лидером по развитию корпоративного обучения. По данным InFolio Research Group, до 5,9% петербуржских работников с высшим профессиональным образованием проходили за последние три года обучение по различным корпоративным кратко- и среднесрочным образовательным программам. "Для сравнения — в Москве и Московской области корпоративным обучением охвачены только 5,2 процента сотрудников с высшим профессиональным образованием", — говорит генеральный директор InFolio Research Group Олег Клепиков. В среднем по России (учитываются города с населением от 1 млн человек) это число составляет не более 1,2%. Если говорить о корпоративном образовании в банковском секторе, то здесь Петербург не выходит за рамки общероссийских трендов. "Степень вовлеченности банковских работников в корпоративное образование в Санкт-Петербурге варьируется от 2-3 до 18 процентов в зависимости от банка", — говорит Олег Клепиков.

В банковской сфере наиболее остро ощущают потребность в систематическом обучении сотрудников крупные розничные банки, у которых множество отделений и большой процент персонала низового уровня, который нужно регулярно привлекать, вовлекать и обучать.

Особенности национального менталитета

У всех крупных банковских групп есть своя отлаженная система корпоративного образования своих сотрудников. На днях Сбербанк открыл вторую очередь своего корпоративного университета в городе Одинцово Московской области. Университет Сбербанка рассчитан на 900 учащихся, одновременно в нем можно проводить 30 бизнес-тренингов для сотрудников банка всех уровней — от операционно-кассовых работников до топ-менеджеров. В частности, ключевых руководителей Сбербанка в университете будут обучать по программе MBA зарубежные преподаватели. Также Сбербанк до 2014 года планирует строительство и реконструкцию собственных учебных центров по всей России. В 2010 году по различным программам корпоративного университета Сбербанка прошли обучение около 165 тыс. человек. В ближайшие два года Сбербанк планирует увеличить количество учащихся в 1,5 раза, благодаря запуску централизованных программ для различных направлений деятельности банка.

Банковская группа ВТБ также имеет собственный корпоративный университет, где проводится обучение новых сотрудников и повышение квалификации действующих. "Задача этого университета — формирование персонала, уровень которого соответствовал бы бизнесу группы и нашим бизнес-задачам", — говорит начальник управления по работе с персоналом банка "ВТБ Северо-Запад" Владимир Вавилов. Необходимость создания корпоративного университета у группы возникла тогда, когда стало очевидно, что система образования РФ лишь частично обеспечивает потребности бизнеса ВТБ. По словам Владимира Вавилова, набор в университет для менеджеров и управленцев ВТБ проводится ежегодно, а программа обучения формируется под запросы бизнеса. При этом сотрудник сам должен проявить инициативу обучения в корпоративном университете и согласовать ее со своим непосредственным начальником. Обучение происходит без отрыва от работы, а в конце учебного года каждый учащийся пишет дипломную работу на заданную тему, соответствующую его сфере работы в банке. Сейчас много говорят о различных зарубежных программах образования, курсах и стажировках. "Я в этом случае все же отдам предпочтение корпоративным университетам", — говорит Владимир Вавилов. По его словам, у каждого менеджмента есть определенный национальный менталитет: арабский, европейский, американский — и есть русский. В частности, русским менеджерам свойственно здорово форсировать стартапы, но, как только новый проект переходит в текущий режим, его качество резко падает. "Сейчас для любой крупной компании приоритет — повышение сервисного обслуживания", — говорит HR-специалист банка "ВТБ Северо-Запад". Программы обучения в корпоративных университетах созданы с учетом особенностей нашего русского менталитета, и именно поэтому результат такого обучения выше.

Еще одна банковская группа — Societe Generale (представлена в России дочерними банками: Росбанк, BSGV, Русфинансбанк, "Дельтакредит") — открыла недавно в Петербурге свой первый региональный учебный центр. Центр будет работать в интересах всех компаний группы, представленных в Петербурге и других городах СЗФО. Учебное подразделение сочетает учебный класс и модели банковского отделения, что позволяет обучение теории банковского дела совместить с возможностью наработки практических навыков под руководством бизнес-тренеров.

"Наличие собственной сети региональных учебных центров позволяет проводить любое необходимое обучение и тестирование по единым стандартам, — говорит Марина Горбачева, заместитель директора департамента корпоративного обучения Societe Generale в России. — Все тренеры учебного центра проходят обучение в Москве по различным программам и лишь затем проводят тренинги в своем регионе". Также специалист отмечает, что обучение сотрудников — это краткосрочное обучение, что подразумевает передачу знаний в максимально короткие сроки и согласно внутреннему расписанию. "Курсы сторонних организаций не всегда полностью соответствуют поставленной задаче, да и под их расписание необходимо подстраиваться, — говорит Марина Горбачева. — А свой учебный центр позволяет оперативно реагировать на запросы бизнеса". Иногда сотрудник группы Societe Generale сам проявляет инициативу пройти обучение в учебном центре, а иногда на обучение его направляет начальник. Но необходимость обучения в обоих случаях должна быть обоснована по определенной форме и согласована с департаментом корпоративного обучения головного офиса в Москве. В российских подразделениях Societe Generale работают 30 тыс. человек. В течение ближайших двух лет подобные учебные центры BSGV планирует открыть во Владивостоке, Екатеринбурге, Краснодаре, Красноярске и Самаре.

Первый учебный центр группы Societe Generale появился в России в 2005 году. "Система обучения выстраивается в каждой стране присутствия группы по-своему — с учетом особенностей региона и стадии развития компании в данной стране", — говорит Марина Горбачева. Но при этом есть и общие требования к системе, принятые в группе, такие как структура самой учебной организации, наличие плана обучения и структура и содержание программ.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO