16-01-2012

ПРОФИЛЬ: Еда не в почете

Структура потребления в России за последние десять лет претерпела существенные изменения. По данным Росстата, за последние годы заметно сократилось потребление хлеба и картофеля, выросло потребление овощей, фруктов, рыбы, мяса - более дорогих продуктов, что, безусловно, свидетельствует о постепенном повышении уровня жизни в стране. Хотя, конечно, не следует забывать, о сильной дифференциации населения страны по доходам, поэтому если для людей с высоким достатком расходы на питание составляют около 25% заработка, для среднего класса - 30-40%, то для бедных слоев эти траты превышают 50% доходов. "По данным "РИА-Аналитика", россияне тратят на еду в среднем около 30% доходов, то есть вдвое больше, чем европейцы, и вшестеро больше, чем жители США, - отмечает генеральный директор промо-маркетингового агентства E:mg Андрей Соколов. - Это связано как с более низким уровнем благосостояния в России, так и с высокими ценами на рынке общепита. Те россияне, которым доход позволяет питаться вне дома, тратят на это существенные суммы".

Эксперты отмечают, что в последние годы россияне (прежде всего обеспеченные) стали больше тратить на развлечения, турпоездки, автомобили. На непродовольственные товары приходится около половины всех расходов. Генеральный директор компании Contour Components Владимир Некрасов говорит, что туризм стал постоянной статьей расходов среднего класса. В связи с этим растут траты на сопутствующие товары: горные лыжи, качественные фотоаппараты, экипировку для дайвинга.

"Я спрашивал женщину из Испании о приоритетах испанской семьи; получилась следующая картина, - рассказывает Владимир Некрасов. - У русских порядок расходов такой: автомобиль, туризм, квартира. У испанцев - дом, образование для детей, автомобиль". Эксперт отмечает, что в России все еще покупают самые дорогие машины: "Москва этим сильно отличается, например, от Парижа. А из дорогих выбирают большие представительские автомобили, на которых раньше возили членов правительства. "Брабус" работает только на российский и арабский рынки. Все еще имеет значение дорогая одежда, что говорит об относительной бедности или о личном ощущении бедности".

Россияне слишком долго жили в условиях тотального дефицита, а затем в ситуации, когда жизнь в стране может ухудшиться буквально за считанные дни, поэтому не сбавляют потребительской активности. Темпы роста оборота розничной торговли в последнее десятилетие стабильно превышали темпы роста ВВП и составляли в среднем более 10% в год (за исключением кризисного 2009 года, когда было зафиксировано падение на 5,1%). В январе-ноябре 2011 года оборот вырос почти на 7%, тогда как динамика ВВП колеблется в районе 4%. Между тем индекс потребительского доверия в мире падает уже седьмой квартал подряд. По данным онлайн-исследования компании Nielsen третий квартал 2011 года не стал исключением: на 31 из 56 мировых рынков отмечается спад потребительского доверия.

Впрочем, стоит признать, что первый товарный голод россияне уже удовлетворили. И сейчас обеспеченные жители крупных городов начинают все больше встраиваться в общемировые тенденции потребления. Прежде всего это касается снижения расходов на продукты питания. Основной потребительский тренд - рациональное, экономное поведение. "Средний чек в супермаркетах практически не растет уже два года, а частота посещения магазинов повышается, растет количество магазинов, в которых совершаются повседневные покупки", - отмечает ведущий консультант исследовательской компании Romir Игорь Березин. По мнению эксперта департамента оценки "2К Аудит-Деловые консультации/Моррисон Интернешнл" Ирины Воробьевой, сейчас нет стремления экономить на всем, но появляется новая тенденция - экономить на еде. "Причем тенденция относится к среднему классу, тем, кто проживает в крупных городах, - комментирует эксперт. - Скорее всего, это вызвано сильным ростом цен на продукты после засухи прошлого года". По мнению замгендиректора Рекламного агентства Киры Аллейновой Сергея Калинчука, снижение трат на продукты питания объясняется новой тенденцией. На основании опроса фокус-групп выяснилось, что хозяйки стали тратить меньше времени на приготовление еды. "Это связано как с обилием полуфабрикатов, так и с общим изменением культуры питания, - рассказывает Сергей Калинчук. - Похоже, призыв Остапа Бендера не делать из еды культа становится все популярнее в наши дни". Например, вот что говорит об этом участница одного из маркетинговых исследований - женщина со средним уровнем дохода в возрасте от 35 до 45 лет: "В последние десятилетия вообще пищевая индустрия сильно изменилась. У меня такой прогноз на будущее: разумно дома вообще не готовить. Удобно покупать что-то готовое или вообще где-то есть". Ее поддерживают и другие респонденты: "У меня нет времени долго стоять у плиты и тратить время на варку и чистку. Варить овощи в мундире - это самое муторное занятие. Это 2-3 часа, хотя в магазине тоже не всегда проварят, иногда недоварят. Но все равно это время". Или: "Когда прибежал после работы, то, если у тебя уже есть купленная вареная или резаная морковь, можно не только весь вечер готовить, можно еще что-то сделать". "Если начать фантазировать, то можно предположить, к чему приведут подобные процессы через 20-30 лет. Например, большая кухня, наличием которой в новых домах так гордятся сейчас многие строительные компании, возможно, будет не нужна нашим ближайшим потомкам, - рассуждает Сергей Калинчук. - Не исключено, что люди будут питаться по схеме "купил-разогрел", живо напоминающей, кстати, ту модель питания, которую пропагандировали в Советской России 20-30-х годов прошлого века".

В так называемых кировских домах, которыми застроена немалая часть одноименного района Санкт-Петербурга, именно по этой причине почти нет кухонь. Не исключено, что и в домах будущего кухни трансформируются в какие-нибудь столовые или гостиные, а кухонная мебель исчезнет как класс. Интересно, что подобная планировка уже давно существует в жарких азиатских странах. Например, в Таиланде у основной массы населения в картонных домиках кухня не предусмотрена. Едят на улицах, покупая рис и другую "народную" еду за копейки у курсирующих туда-сюда продавцов на мини-кухнях или у обычных торговцев, стоящих на каждом углу. Европейцы, видимо, идут к тому же. По данным экспертов, европейские женщины все реже занимаются готовкой: только одна из четырех женщин варит полноценный обед из свежих продуктов. Особенно это характерно для Великобритании, где самыми популярными покупками стали полуфабрикаты, готовые блюда и фаст-фуд.

Место еды в потребительских расходах россиян будут занимать не только автомобили, телевизоры и мебель. По мнению гендиректора агентства рыночных исследований и консалтинга "Маркет" Андрея Давидовича, в структуре потребления россиян в 2021 году значительную долю (возможно, до 40% семейного бюджета) будут занимать расходы на удовлетворение так называемых духовных и когнитивных потребностей: приобретение информации (в частности, покупка электронного контента), телекоммуникационные услуги, спорт, хобби, путешествия, обучение, психологические тренинги, косметологические услуги и пр. "Думаю, что в структуре потребления доля расходов на приобретение телекоммуника-ционных услуг также бу-дет постоянно расти, - считает Андрей Давидович. - А траты на приоб-ретение информации на бумажных носителях существенно сократятся". Значительную часть своих потребностей граждане будут удовлетворять с помощью интернет-сер-висов: в эту сферу переместятся розничные покупки, приобретение информации в любой форме, интеллектуальные услу-ги (например, юридичес-кий консалтинг), поиск контрагентов (няни, покупателя недвижимости и пр.) и даже путешест-вия. "Будет активно раз-виваться интернет-меди-цина (телемедицина), а также образовательные программы, включая обучение школьников", - считает эксперт.

Существенно сократит-ся инновационный (жизненный) цикл для технически сложных товаров - возрастет частота смены сложной бытовой техники, компьютеров, коммуникационных устройств, гаджетов. "Основной причиной их приобретения станет не физическая, а моральная амортизация. Этот тренд уже сейчас набирает силу", - констатирует Андрей Давидович.

Из-за обилия техники вырастет спрос на многофункциональные устройства (по принципу "все в одном"). Например, не за горами создание компактного устройства, сочетающего в себе функции любой оргтехники - компьютера, телефона (возможно, организованного по конвергированному принципу), интернет-модема, проектора, навигатора, копира, принтера, сканера, развлекательного центра и пр.

Владимир Некрасов продолжает развивать тему технических новинок. Популярными будут коммуникаторы, объединяющие в себе функции компьютера, мобильного телефона, фото- и видеокамеры в форм-факторе очков с полупрозрачными линзами-мониторами. Это позволит транслировать друзьям онлайн все, что видишь. Другое чудо техники - распознавание человека гаджетами по ДНК, зрачкам, форме носа и ушей. "Надеваешь очки-коммуникатор и сразу можешь звонить со своего номера и платить за свои покупки, - фантазирует Владимир Некрасов. - Касаешься своего автомобиля, и он открывается и здоровается". Комфорт достигнет впечатляющих масштабов: сумки-квадрокоптеры будут лететь перед человеком и нести его вещи. Беспилотные вертолеты, для которых будут предусмотрены специальные окна в квартирах, будут доставлять пиццу и цветы. Для передвижения человека самым удобным станут автоматические электромобили с телевизором вместо ветрового стекла, кофеварками, лежачими массажными сиденьями, управлением голосом и взаимодействием с другими автомобилями по HyperWi-Fi.

Генеральный директор компании Vizerra Арман Гукасян среди основных тенденций потребительского поведения отмечает уход от стандартных способов покупки к новым - онлайн с помощью кредитных карт и мобильных платежей. "Играет роль и развитие мобильного Интернета, - комментирует эксперт. - Огромное преимущество такого способа покупок заключается в том, что он позволяет выбрать и оценить товар через браузер своего мобильного телефона из любого места". Эксперты не первый год говорят о перспективах онлайн-торговли, сегодня в России она развивается стремительными темпами. На Западе эта тенденция доминирует и зачастую даже замещает привычный розничный формат. "У нас пока это более актуально для крупных городов с высокой степенью распространения Интернета", - отмечает руководитель российского направления брендингового агентства Fitch Елена Чувахина.

Однако некоторые аналитики предостерегают: все эти тенденции могут быть сломаны. И людям уже в скором времени придется отказаться от расходов на гаджеты, а сконцентрироваться на… продуктах питания. По мнению генерального директора inFolio Research Group Олега Клепикова, стоимостная доля продуктов питания в общем объеме потребления может существенно вырасти. Связано это с глобальными мировыми тенденциями. Во-первых, это увеличение численности человечества на фоне сокращения или деградации пахотных и пастбищных земель. Во-вторых, резко меняющийся климат, который при любом из возможных сценариев ударит по сельскому хозяйству. Усугубляет ситуацию и успешное продвижение идеи о заведомом вреде всего ненатурального, неестественного. "На сегодня жители стран "золотого миллиарда", главные потребители продовольствия, все больше отказываются от употребления в пищу прогрессивных сортов сельскохозяйственной продукции в пользу, по их мнению, более натуральных, - рассказывает Олег Клепиков. - Это приводит к дополнительной нагрузке на экологию, так как выращивание традиционных сортов по "экологичным" технологиям требует зачастую больше земли". Эти и другие факторы приведут к тому, что уже к 2021 году цены на продукты питания по всему миру могут вырасти в несколько раз (некоторые исследователи утверждают, что более чем в 4 раза). Так что не стоит все-таки сегодня тратить все свои сбережения - вдруг завтра придется покупать свежее мясо или молоко по цене iPhone.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO