30-01-2012

КМ БИЗНЕС И ФИНАНСЫ: Рынок детских товаров за прошлый год вырос на 10%

К такому выводу пришла компания Nielsen, оценив структуру расходов семей в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Самаре. Совокупный объем российского рынка товаров для детей составляет уже примерно более $16,5 млрд в год, и по всем прогнозам он быстро вырастет до $22 млрд. Но российский бизнес не спешит зарабатывать на этом рынке, уступая место иностранным компаниям.

В среднестатистической российской семье около трети «детских» денег тратится на одежду и обувь. Причем, на одежду уходит ни меньше 20%, затем на обувь, а уж что осталось от зарплаты, любимые отпрыски заберут на игрушки. На одежду в семье с одним ребенком тратится в среднем около 850 рублей, на обувь – 550 рублей в месяц.

В ходе исследования Nielsen были изучены потребительские предпочтения и затраты покупателей в категориях детской одежды, обуви, игрушек (за исключением электронных приставок и компьютерных игр), детской мебели, школьных товаров и товаров для детского творчества, книг и учебников, детского питания, подгузников и средств детской гигиены.

Данные Nielsen Company подтверждает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. Она особо отмечает тот факт, что рост доходов населения и повышение уровня рождаемости напрямую влияют на рост объема рынка товаров для детей. Нынешний всплеск рождаемости обеспечили дети, чьи родители откладывали появление потомства до «лучших времен».Таким образом, большое количество новорожденных появилось в семьях среднего класса, что определяет рост массовой платежеспособной категории граждан. В результате, на рынке активизировались многие отечественные и европейские производители, появилось большое количество специализированных торговых точек, где представлена полная линейка детских товаров от детского белья до мебели.

По данным Ассоциации, на 2010 год рынок детских товаров оценивается в $16,2 млрд. Если в 2006 году он достиг $7,5 млрд, в 2007-м составлял уже $9 млрд, то в 2009 году – около $14 млрд. Таким образом, по данным Ассоциации, рынок ежегодно увеличивается на 15-20%.

По предварительным данным 2011 года, рынок вырос примерно на 10%. Прогноз его потенциальной емкости находится на уровне $20-22 млрд. Следуя оценке Росстата, на сегодняшний день в России проживает более 26 млн человек в возрасте до 17 лет, это около 18% населения. Прирост рождаемости на 1% прибавляет рынку в среднем 25 млн рублей.

По мнению аналитиков рынка, наибольший сегмент принадлежит детской одежде. Ее доля составляет 38%, 14% занимают товары для новорожденных, 12% - обувь, 18% - игрушки, 18% - детское питание и соки. Импорт занимает доминирующее положение на рынке. В сегменте детской косметики и товаров для новорожденных его доля – 60%, в сегментах детской обуви, одежды и игрушек – до 90%. Более 70% товаров для детей приходится на страны Юго-Восточной Азии, причем 50% составляют товары китайского производства. К сожалению, большинство поставляемых товаров не соответствует международным стандартам качества.

Не меньшой проблемой является большая доля контрафакта, поставляемого в Россию по «серым» схемам. Во многих импортируемых из Китая товарах Роспотребнадзор с завидной регулярностью обнаруживает токсичные веществ, не соответствующие санитарным нормам. Кроме того, контрафакт оказывает сильное ценовое воздействие на отечественных производителей, ставит их в невыгодную по сравнению с импортерами позицию. По словам Константина Кривенко, гендиректора фирмы «Звезда», производителя сборных моделей и настольных игр, «это, во-первых, не приносит пользы российскому бюджету, во-вторых, душит отечественного производителя, так как в большинстве своём российские фирмы платят все налоги. Дешевая импортная игрушка по определению не может быть качественной, но наши коммерсанты-импортеры выбирают для закупки самые дешевые позиции, которые могут нанести вред – как здоровью, так и психике ребенка». Еще в 2008 году тогдашний министр промышленности и торговли России Виктор Христенко признал, «что значительная часть детской одежды и обуви, поступающей в Россию из Китая и стран Юго-Восточной Азии, не соответствует требованиям безопасности и гигиены». Но с тех пор ситуация нисколько не улучшилась, доля импортных товаров возрастает, а «позиции российских производителей детских товаров за последние годы значительно ослаблены, а по отдельным товарным группам, особенно для детей до трёх лет, практически утрачены. Наиболее подверженным влиянию импорта остается сегмент детских игрушек. На долю отечественных производителей приходится всего 10-12%. В условиях сегодняшнего состояния отечественных производителей отрасль рискует безвозвратно утратить конкурентоспособность», утверждает Антонина Цицулина.

Крупнейший производитель игрушек в мире — Китай - для поддержки собственного производства 20 лет назад ввел производство игрушек в свои национальные приоритеты. Это привело к тому, что на сегодняшний день страна смогла сосредоточить в своих руках более 70% мирового рынка игрушек. Часть заводов оснащено по последнему слову техники, там производят свою продукцию крупнейшие мировые производители.

Кроме экономической, в отрасли есть еще проблема восприятия продаваемой продукции. Импортные игрушки зачастую являются не только инструментами детских забав, но и носителями различных, далеко не всегда близких по менталитету жителю России культур. Особенно это касается игрушек, предполагающих наличие игрового сценария. Например, игровые сценарии, связанные с элементами смерти или потустороннего мира, отрицательно воспринимаются большинством родителей.

Что касается отечественных игрушек, то по мнению Станислава Наумова, заместителя министра промышленности и торговли России, «они создаются на основе наших традиций, это вопрос национальной идентичности, вопрос сохранения традиций. У нас очень добрые игрушки, которые помогают человеку становиться личностью. Вы не найдете ни одной российской игрушки, которая была бы враждебна по отношению к окружающему миру».

Но не игрушкой единой доволен ребенок. В первые 3 года жизни основной статьей расходов родителей является детское питание, которое служит либо заменителем материнского молока, либо продуктами прикорма, такими как каши, овощные, фруктовые и мясные консервы, соки и прочее. В связи с тем, что в России еще сильна традиция кормления детей материнским молоком, доля заменителя материнского молока в денежном исчислении сравнительно небольшая – 21%. Подавляющее количество продуктов детского питания - 79% - приходится на прикорм детей в возрасте от 1 года и до 3 лет. В этом сегменте 46% занимают пюре, соки – 15%, 14% - каши, на новинки рынка - чай и печенье для самых маленьких - приходится соответственно 3% и 1%.

Крупнейшими производителями детского питания на рынке являются российские «Вимм-Билль-Данн», «Прогресс», «Юнимилк» и «Нутритек», Nestle (Швейцария), Nutricia (Голландия), HiPP (Австрия) и Heinz (Германия). На их долю приходится около 70% рынка в денежном и около 65% в натуральном выражении.

Кроме питания, родители малышей до 3 лет ежедневно используют подгузники. Активными покупателями подгузников являются счастливые папы и мамы, чьи чада не достигли 1 года (77%). Те, у кого дети перевалили за первый год жизни, как правило, используют подгузники лишь на прогулке или в гостях (23%). В связи с тем, что одноразовые подгузники, в основном, покупают в больших городах, супер- и гипермаркеты – самые популярные места их приобретения. Лидерами этого сегмента рынка являются Procter&Gamble (марка Pampers) – 40% рынка, Kimberly-Clark (марка Huggies) - 30% и SCA (марка Libero) - 20%.

К сегменту детской косметики относятся гигиенические, лечебные, профилактические и декоративные средства по уходу за кожей, волосами и ногтями ребёнка в возрасте от 0 до 14 лет, и 75% рынка приходится на гигиеническую косметику для самых маленьких в возрасте до 3 лет. Объем рынка составляет $500 млн, а среднегодовой рост - 9%. На рынке присутствует более 90 марок и 2 тыс. наименований, в подавляющем количестве это брендированная продукция. Доля импорта в сегменте составляет около 50%.

Лидерами являются Bubchen - 15,9%, Johnson&Johnson – 14,5%, «Калина» (бренды «Маленькая фея», «Дракоша») - 11,8%, «Свобода» (серии «Я и мама», «Тик-так», «Алиса»), «Невская косметика» (серии «Тип-топ», «Ушастый нянь» и «Детское»).

В сегменте обуви российские предприятия занимают промежуточную нишу между дорогими европейскими марками и дешевыми азиатскими производителями.

В сегменте игрушек ведущее положение занимает Китай, определяющий 75% мирового рынка. Лидирующие позиции среди российских производителей занимают ЗАО «Завод «Огонек» (Москва), ОАО «Весна» (Киров), ТД «Гулливер и Ко» (Москва), ООО «Звезда» (Лобня) и другие.

Страны-поставщики игрушек на российский рынок:
Китай – 60%
Прочие страны Азии - 6%
Европа – 22%
Россия – 12%
Источник: inFOLIO Research Group

Структура российского рынка игрушек:
Компьютерные и видеоигры - 24%
Игрушечная техника – 22%
Мягкая игрушка – 18%
Развивающие игры, конструкторы – 15%
Куклы, сопутствующие товары -13%
Игрушки для самых маленьких – 6%
Модели - 1%
Другое – 1%.
Источник: inFOLIO Research Group

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO