03-02-2012

ВЕДОМОСТИ: Бизнес росчерком пера

Мария Палий — предприниматель поневоле. Считать деньги ей невыносимо скучно. Больше всего она любит заниматься с детьми и учить других живописи. Но реализовать свои способности в обычной школе ей не дали. И тогда Палий открыла студию «Хочу рисовать!», в которой дети и взрослые еще учат языки, делают игрушки из войлока и макарон и просто весело проводят время

Легкость, с которой Мария Палий ведет бизнес, кому-то, наверно, может показаться и легкомыслием. Она не может ответить, сколько точно в ее студии занимается человек, и не очень задумывается о прибыли. Однако в плотном расписании студии на 1-й Брестской сложно найти свободные часы.

Все решили сапоги

Собственную студию Палий открыла в 24 года, успев к этому моменту поднабраться разнообразного опыта. На 1-м курсе педагогического колледжа, в который она поступила после художественной школы, устроилась педагогом изо в детский сад. Хотелось на практике применить свои идеи и попробовать разные методики обучения детей. Потом, решив, что всю жизнь работать в саду как-то будет скучно, поступила на филфак МГУ и несколько лет работала журналистом, снимала для интернет-портала сюжеты про интересных творческих людей — фотографов, художников, дизайнеров, писала про уличную моду.

Но рисовать все-таки хотелось. «А еще хотелось заняться волонтерством. И я стала думать, чем могу приносить пользу. И поняла, что могу и хочу учить людей рисовать», — говорит Палий.

Тогда она зарегистрировала в ЖЖ блог xochurisovat. Выкладывала там пошаговые уроки рисования, проводила виртуальные мастер-классы и параллельно собирала людей, готовых вместе с ней ездить и проводить уроки для детей в детских домах. И даже приглашала на уроки рисования к себе домой. Когда в один из дней гостей-учеников дома одновременно собралось семь человек, ее бойфренд сказал, что так больше невозможно, и предложил проводить уроки в его офисе по выходным. И на следующие несколько месяцев Палий с учениками перебрались в офис рекламного агентства. «За уроки я брала символические 300 руб., которые тратились в основном на материалы. Объявлять высокую цену я стеснялась», — простодушно говорит она. Таким образом ей удалось заработать 30 000 руб.

Во что в итоге вылилась бы эта самодеятельность, сказать сложно. Но жизнь подтолкнула Палий к переменам. Изменения в личной жизни привели к необходимости освободить предоставленный на выходные офис. Не удалось долго продержаться и на должности педагога продленки в школе. «Меня уволили за то, что я ходила в оранжевых резиновых сапогах и играла с детьми на прогулке, — смеется она. — Директор школы задала мне вопрос: почему ты бегаешь с учениками, ты что, ребенок? Мне было очень обидно: почему я не могу применять на практике все то, чему меня учили в колледже? Почему я должна стоять в сторонке и сплетничать с учителями, а не общаться с детьми?!»

Фаворитов нет

«Рынок услуг творческого досуга Москвы – наиболее емкий в денежном выражении. В 2011 г. его объем превзошел показатель в 1,9 млрд руб., составив, таким образом, более 32% общероссийского рынка, – говорит Олег Клепиков, генеральный директор inFolio Research Group. Несмотря на значительный объем, столица уступает Санкт-Петербургу по показателю востребованности подобного рода услуг: в Москве ими воспользовалось в 2011 г. не менее 1,3% жителей, а в Санкт-Петербурге – не менее 1,8% (в среднем по России – 0,9%). Важной характерной особенностью столичного рынка является отсутствие на нем явных фаворитов.

Захотели и рисуем

Это стало последней каплей. «Я не могла бросить учеников-ведущих, которые вместе со мной уже несколько месяцев проводили занятия. Кроме живописи и графики у нас тогда появились классы по войлоку и фотографии. И главное — хотелось создать такое пространство для творчества, где каждый мог бы себя выразить».

Первоначальный капитал был невелик — собственные 30 000 руб. и еще 50 000 руб. от друга, просто решившего помочь. Этих денег хватило на два месяца аренды самого дешевого помещения в пределах Садового кольца и обустройство — мольберты, краски, бумагу. «Первая наша студия на Таганке была совсем маленькой (18 кв. м), в неудобном непроходном месте далеко от метро. Но все равно мы практически каждый вечер там собирались», — говорит Палий.

Стоимость одного занятия составляла 1000 руб.; два занятия — 1800; пять — 3500; 10 — 6000. А абонемент на 20 занятий — всего 10 000 руб. Систему оплаты и цены с 2009 г. Палий больше не меняла. Занятия в детских группах — а их примерно половина — стоят на 30% дешевле.

Через год студия «Хочу рисовать!» перебралась на Брестскую. Высокие потолки, белые стены и удобный район — все, как хотелось Палий изначально. «Эта студия тоже невелика — 30 кв. м, но я и не хочу большого пространства. Мы изначально определили правило, что в студии одновременно должно быть не более 10 гостей. Но стараемся, чтобы на самом деле в группах было не больше семи человек».

Сама Палий ведет основы живописи и занимается с совсем начинающими — и взрослыми, и детьми. Во взрослых группах работает еще пять ведущих. А в расписании кроме традиционных занятий по графике и живописи есть еще театральная живопись, иллюстрация, скрапбукинг, развитие фантазии, история искусств.

«К нам часто приходят ведущие (так в студии называют педагогов) и говорят, что хотели бы у нас работать. Мы никому не отказываем, — говорит Палий. — Но такой человек должен сам разработать программу занятий, а не слизать ее из сети. Если к нему на стартовый урок соберутся люди, которых ему удастся заинтересовать, мы будем рады видеть его в своей команде».

Но, по словам Палий, чаще всего такие потенциальные ведущие на этом этапе исчезают, поняв, что за них делать работу никто не будет. Ведущие получают 50% от стоимости занятия. То бишь средняя зарплата — 20 000 руб.

Заработали на стороне

Но основной заработок «Хочу рисовать!» сейчас приносит внешняя студия. Два года назад Палий с коллегами стали проводить различные занятия для детей в ресторанах. «Мы занимаемся с детьми рукоделием, рисуем, готовим и даже учим языки», — рассказывает она. Услуга оказалась востребованной. С командой «Хочу рисовать!» сейчас сотрудничают «Новиков групп», рестораны сетей «Академия», «Жан-Жак», Luce, Ragout.

«Студия на Брестской окупает себя, а наши внешние мастерские позволяют зарабатывать на развитие, — поясняет схему Палий. — Но работаем мы лишь с теми заведениями, концепция которых нам близка».

«Мы задумывали запустить какой-то проект для детей в дневное время в воскресенье. В ресторанах в эти часы пусто, и нам было интересно привлечь новую аудиторию. Как-то я обедал в “Академии” и увидел, как ведущие развлекают детей. Поинтересовался, откуда они. Встретился с Машей, и она смогла предложить интересный формат», — рассказывает Николай Черкесов, управляющий рестораном Luce.

Теперь каждое воскресенье ведущие «Хочу рисовать!» учат детей готовить пиццу, тарталетки, сэндвичи.

Уже два года Палий с коллегами берутся и за организацию детских праздников, елок, дней рождения и вовлекают детей в занятия рукоделием, вместе делают игрушки из войлока, работают с бумагой, мастерят украшения из макарон. «Я не хочу физического расширения студии. Мне интересны выездные проекты. Со взрослыми мы уже трижды ездили рисовать в Болгарию, Чехию и Грецию» — этот формат, по мнению Палий, очень перспективный.

«Мы ни разу не давали рекламы, — продолжает она. — В нашем деле вообще лучше всего работает сарафанное радио. А еще мы показываем все, что делаем, в своем блоге. И каждый ведущий пишет про свой урок. Гости приходят, уже зная, чего им ждать от занятий».

Выкладывать информацию о занятиях в студии в сети — это очень правильный подход, который поможет потенциальным ученикам определиться, подходит ли им предлагаемый метод обучения, считает Светлана Перотти, сооснователь школы интуитивной живописи «Перотти». «Рынок студий живописи сейчас востребован. Но уровень преподавания невысокий. Поэтому, выбирая школу, стоит прежде всего обратить внимание, кто и где вас будет учить. Не стоит ходить к непрофессионалам», — рекомендует Перотти.

Деньги — это скучно

Говорить о прибыли, бюджете и прочих экономических показателях Палий сложнее всего. «Вы поймите, для меня главное — чтобы те, с кем мы занимаемся, развивались. Люди очень мало общаются. А наши занятия дают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции. Мне неинтересно сидеть в дорогой шикарной студии, занятия в которой будут доступны единицам — так Палий пытается ответить на очередной вопрос корреспондента “Ведомостей” про финансовые показатели. — Я хочу, чтобы то, что мы делаем, было доступно многим».

При этом в 2011 г. оборот компании превысил 2,6 млн руб. А ежемесячные расходы студии на аренду, зарплаты и материалы составляют примерно 250 000-300 000 руб. «На самом деле у меня есть некий НЗ на аренду на несколько месяцев. Все остальное мы сразу пускаем в развитие. Честно говоря, нам даже не приходило в голову нумеровать абонементы. Не знаю, сколько мы их продали, — улыбается Палий. — Да и какая разница?».

Полную версию статьи Вы сможете найти на: здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO