13-02-2012

ПРОФИЛЬ: Продам в хорошие руки

В России вслед за США и Европой бурный рост переживает интернет-торговля подержанными вещами. Люди учатся не только экономить, но и зарабатывать, торгуя ставшим ненужным винтажем.

Кризис не только остановил потребительский бум, но и в корне изменил отношение людей к вещам. Бывшие в употреблении товары все чаще стали обретать вторую жизнь у новых хозяев. Оказалось, что люди готовы и продавать, и покупать подержанные вещи. На фоне этой тенденции сегмент C2C (consumer to consumer) стал активно развиваться - блошиные рынки и газеты с бесплатными объявлениями эволюционировали в интернет-барахолки. Вслед за обычными покупателями и продавцами туда пришел и бизнес. Сегодня рынок растет впечатляющими темпами, и, по мнению аналитиков, эта тенденция продолжится.

Исследование потребительских предпочтений в Европе, проведенное компанией Cetelem в 2010 году, показало, что отношение к тратам изменилось повсеместно - люди стали прагматичнее и рациональнее. Одна из тенденций - настоящий взлет рынка товаров, бывших в употреблении. "Масштаб лихорадки продаж в Интернете таков, что некоторые люди в условиях нынешнего кризиса нашли в этом отдельный источник доходов", - отмечает управляющий директор российского подразделения компании Cetelem Филипп Безье.

Вице-президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Андрей Соколов объясняет причину такого ажиотажа. Онлайн-площадки для частных объявлений дают людям возможность рассмотреть множество предложений, не выходя из дома. "С одной стороны, там можно найти вещи, в том числе новые, по существенно более низким ценам, чем в магазине, - комментирует маркетолог. - С другой - быстро избавиться от ненужных вещей, одновременно заработав. Стоимость размещения объявления на онлайн-площадке нулевая или очень низкая, а аудитория таких сайтов исчисляется миллионами".

На Западе подобные ресурсы начали появляться еще в 1990-е годы. По оценкам Classified Intelligence LLC, объем мирового рынка бесплатных объявлений составляет около $100 млрд в год. И теперь в Европе и США онлайн-площадки для частных объявлений пользуются большой популярностью. Например, американский сайт Craigslist.org посещают порядка 50 млн пользователей в месяц, а французский Leboncoin - 22 млн человек. Есть там и профессиональные продавцы. Например, в Великобритании перепродажей подержанных вещей через Интернет занимаются более 40 тыс. граждан.

Однако, в отличие от европейцев, россияне долгое время были настроены скептически к покупке неновых вещей. "Если вспомнить, как все начиналось, в России никто не верил в наш успех, - вспоминает Йонас Нордландер, гендиректор компании Avito, одной из крупнейших отечественных интернет-комиссионок. - Мне говорили, что здесь люди сильно отличаются от европейцев и американцев, что они не станут продавать в Интернете ненужные вещи, потому что их можно подарить кому-то из знакомых или просто выбросить". На самом деле, люди везде одинаковые, никто не упустит возможности быстро решить проблему ненужных вещей и еще при этом заработать.

Партнер компании Retail Training Group Елена Комкова отмечает, что интерес к комиссионным магазинам как к бизнесу стал активно проявляться во время и после кризиса. "Организация интернет-площадок для продажи комиссионных товаров мне кажется очень разумным решением, так как у населения есть большая неудовлетворенная потребность даже не столько дешево покупать, сколько продавать ставшие ненужными вещи, - комментирует Елена Комкова. - Есть сферы жизни, где вещи требуют частого обновления, но при этом нет смысла покупать все время новые, например, детские и спортивные товары, мебель".

Первые российские онлайн-площадки частных объявлений специализировались на продаже автомобилей и недвижимости. Появившиеся чуть позднее интернет-аукционы и электронные доски объявлений добавили в этот список одежду, обувь, игрушки и многое другое. Как правило, на подобных интернет-площадках представлены товары для очень широкого круга потребителей. Огромной популярностью в России и во всем мире пользуются товары для молодых родителей: средства по уходу за детьми, специализированная бытовая техника, детская одежда, игрушки. "Действительно, множество товаров покупается на короткий срок и по мере взросления ребенка они становятся не нужны, - комментирует Йонас Нордландер. - Почему бы не продать их дешевле новых тем, кому это в настоящий момент необходимо, и частично окупить первичные затраты?"

Сегодня скорость роста рынка электронной коммерции в России, как и во всем мире, высока, сегмент C2C тоже стремительно развивается. По различным оценкам, в последние годы сектор С2С рос в среднем на 30-50%, показатели отдельных, наиболее крупных, игроков, возможно, были еще выше. Некоторые из компаний декларируют темпы роста на уровне 50-100%, что с учетом низкой базы вполне вероятно. "Несколько лет назад количество новых объявлений в день достигало 7 тыс., сейчас эта цифра выросла в 20 раз. Это происходит повсеместно", - рассказывает Йонас Нордландер.

Объем сегмента С2С, по примерным оценкам УК "Финам Менеджмент", может составлять около 10% от общего объема электронной торговли, который в 2011 году оценивался приблизительно в 400 млрд рублей. "Естественно, объем офлайн-сделок, совершенных с использованием С2С-сервисов, существенно выше", - комментирует Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".

В inFOLIO Research Group оперируют другими цифрами: за два года российский рынок интернет-торговли подержанными товарами вырос почти на 78%. Если в 2009 году его оборот составил 27 млрд рублей, то в 2011-м - 48 млрд рублей. По мнению исследователей, главный фактор роста рынка - отказ значительной части населения от традиционных форматов торговли подержанными вещами (объявления в СМИ, блошиные рынки, доски объявлений) в пользу электронных. Среди основных игроков рынка - интернет-портал Irr.ru (продолжение и новая реинкарнация газеты "Из рук руки"), автомобильные порталы Auto.ru и Avto.ru, а также Slando.ru, Avito.ru, Molotok.ru. Аудитория Irr.ru - 10 млн, Avito.ru - 20 млн пользователей в месяц.

По мнению генерального директора inFOLIO Research Group Олега Клепикова, рост оборота интернет-комиссионок объясняется прежде всего сочетанием двух тенденций: с одной стороны, россияне постепенно осваивают новый формат торговли, с другой - в 2010-2011 годах стартовала беспрецедентная рекламная кампания соответствующих ресурсов, которая вышла за рамки Интернета и заставила потенциальную аудиторию обратить внимание на такой вид торговли.

Особняком на российском рынке интернет-барахолок стоит ресурс Molotok.ru - это единственный аукцион среди подобных проектов. "Такие проекты, как Molotok.ru, - это не просто доска объявлений, это сообщество, где продавцы и покупатели общаются между собой, даже дружат, - рассказывает Алексей Янчевский, советник гендиректора Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития инновационного предпринимательства. - Многим покупателям приятней покупать вещи лично у кого-то, чем в магазине, и это трансформирует клиентскую базу в своеобразную тусовку, когда продавец лично консультирует покупателей (например, через Skype) и лично отвечает за качество своего товара. Еще один аргумент в пользу быстрого развития электронных досок - возможность для жителей регионов купить какие-то редкие, интересные товары. На таких досках также много "дропшипперов", то есть продавцов напрямую из Пекина, Гонконга и т.д. Зачастую из Китая почтовая пересылка обходится дешевле, чем из Москвы. Да и по цене товар выходит значительно дешевле. Правда, ответственности за его качество продавец из Поднебесной старается избегать".

Интернет-барахолки зарабатывают несколькими способами. Традиционный - получение небольшого процента от сделки - в нашей стране приносит не слишком большой доход. "Около половины дохода от таких проектов приносит размещение рекламы, - подтверждает CEO промомаркетингового агентства E:mg Андрей Соколов. - Кроме того, площадки зарабатывают на дополнительных платных сервисах: например, за деньги можно выделить объявление, поднять в начало списка и т.д.".

На порталах можно также открывать свои магазины, стоимость которых - от нескольких тысяч рублей. Предприниматели все чаще используют такие магазины, поскольку их открытие требует минимума средств и дает выход на широкую аудиторию. В них можно, например, начать продавать какие-либо излишки (остатки от крупных партий в магазинах, предприятиях), а почувствовав спрос, попробовать выйти на поставщика и приобретать у него небольшие партии популярного товара. "Начинающие предприниматели используют это как дополнение к полноценному бизнесу", - рассказывает Алексей Янчевский. Причем таких коммерсантов становится с каждым днем больше: на сегодня доля коммерческих компаний, работающих на портале Avto.ru, по данным эксперта, превысила число частных лиц, размещающих объявления о продаже машин.

Развитие аукционов тормозит отсутствие удобных платежных систем и службы доставки, говорит Андрей Соколов. "Сдерживающий фактор - необходимость личной встречи продавца и покупателя для передачи товара, - объясняет маркетолог. - Поэтому через онлайн-площадки по-прежнему лучше всего продаются дорогостоящие товары: квартиры, автомобили, антиквариат. Ехать на другой конец города, чтобы сэкономить пару сотен рублей, мало желающих".

Максим Клягин также отмечает, что на данном этапе уровень монетизации отечественных интернет-комиссионок, в отличие от аналогичных западных сер-висов, остается сравнительно невысоким. "Внедрению стандартных инструментов монетизации - сервис получает небольшой процент с суммы сделки между контрагентами - мешает в первую очередь низкий уровень развития безналичных платежей и потребительские привычки, - рассказывает эксперт. - Формируется упрощенная модель: сделки заключаются и расчеты проводятся в офлайне, интернет-сервис выступает в роли бесплатного рекламного носителя и сам зарабатывает деньги за счет рекламы или платных объявлений". Аналитик считает, что, несмотря на впечатляющие показатели роста выручки, декларируемые рядом крупнейших игроков, рост рынка в денежном выражении (если не учитывать офлайн-сделки) будет зависеть от темпов роста сектора безналичных платежей, банковского и альтернативного процессинга.

Несмотря на перечисленные проблемы, эксперты уверены, что рынок располагает более чем существенным потенциалом для дальнейшего роста. "Основным драйвером его расширения является в первую очередь динамичное развитие Интернета и появление различных профильных онлайн-сервисов", - комментирует Максим Клягин.

Согласно данным различных исследований, средний уровень проникновения Сети по России сегодня составляет около 45%, ежемесячная аудитория - около 60 млн человек. В последние несколько лет ежегодный рост показателя составлял около 20-30%. Уже сейчас российский интернет-рынок является одним из самых крупных в мире, при этом, по прогнозам фонда "Общественное мнение", ежегодно в 2011-2014 годах российская аудитория Сети будет увеличиваться на 6-7 млн граждан. "Проникновение Интернета в регионы будет увеличивать аудиторию сайтов частных объявлений. Особенным спросом пользуются разделы недвижимости, - комментирует Йонас Нордландер. - В долгосрочной перспективе наиболее популярными станут интернет-ресурсы частных объявлений, это C2C с некоторыми элементами B2C - business to consumer - в отдельных категориях".

Дополнительный стимул росту сегмента С2С может придать выход на российский рынок крупнейшего в этой сфере транснационального игрока - компании eBay.com. Возможно, что монстр онлайн-торговли купит кого-то из отечественных лидеров. И сумма сделки, очевидно, будет очень высокой.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO