16-02-2012

ВЕСТИ: Walmart. Экспансия не отменяется

Крупнейший российский продавец Х5 Retail Group сегодня опроверг слухи о якобы готовящейся сделке по продаже своих гипермаркетов "Карусель" американской сети Walmart. При этом очевидно, что Walmart от своих претензий на российский рынок отказываться не намерен. Компания рассматривает возможность выхода на наш рынок в перспективе от двух лет. По какому сценарию может состояться экспансия в Россию?

Россия не пустила Walmart с первого раза. Но интерес американского ретейлера к российскому розничному рынку не угасает. Потенциал роста колоссальный, считают в руководстве компании. Старший вице-президент Walmart Лев Хасис дал понять, что года через два американский розничный гигант вновь попытается открыть торговую сеть в нашей стране.

"Нет ни одной страны с таким потенциалом для развития розничного бизнеса, как Россия. Поэтому я считаю, что когда-нибудь, скажем, через пару лет, Walmart обязательно придет на российский рынок", - отметил топ-менеджер. Лев Хасис не понаслышке знает российский рынок. Именно он, будучи гендиректором Х5 в 2008 г., перебил предложение Walmart о покупке "Копейки". После этого Walmart вела переговоры о поглощении "Ленты", но не достигла соглашения с акционерами российской компании, после чего американцы закрыли свое представительство в Москве.

Впрочем, Россия не единственный проблемный рынок для Walmart. В 2006 г. компания свернула свое представительство в Республике Корея. 11 магазинов в Сеуле и окрестностях так и не вышли не то что в прибыль, хотя бы "в ноль". В том же году Walmart покинула рынок Германии, продав и передав в аренду в общей сложности 85 магазинов.

Причина – чистая убыточность бизнеса на немецкой земле. Что касается России, в 2010 г. вторая по величине сеть в мире, французская Carrefour, ушла с российского рынка. Одними из причин аналитики называли административные барьеры и готовящийся "Закон о торговле". Поправки к нему обсуждаются до сих пор: идут горячие дискуссии относительно того, какова же должна быть возможная доля того или иного ритейлера на рынке, чтобы он не нарушал антимонопольное законодательство.

Именно неблагоприятное законодательство до сих пор считается среди западных розничных продавцов одним из главных рисков ведения бизнеса в России. Наряду с экономической ситуацией в мире и проблемами с наймом рабочей силы. Для Walmart к этим вопросам добавится еще цена входа.

"Дешевого входа, как в 2000-е годы, когда входили "Ашан" или "Метро", я думаю, не будет. Надо платить какую-то дополнительную премию российским акционерам за долю на рынке, которую они успели занять за это время. Рынок сейчас достаточно сконсолидирован, и есть крупные игроки, которые, вероятно, знают цену своим компаниям," - отмечает Татьяна Шустова, партнер группы сопровождения сделок компании Ernst&Young.

Walmart - крупнейшая рыба в мировом океане торговых сетей. Лидер российского рынка Х5 - в самом конце первой сотни. Наиболее вероятный вход американцев в Россию - через поглощение. Помешать Walmart открыть российский фронт вряд ли кто-то осмелится, но партизанскую ценовую войну объявить могут.

"Всегда существует несколько возможностей. Либо ты платишь за место на полке дополнительную сумму тому, кто продает твой товар. Тогда это частично через налоги, через ментальность транслируется в цену потребителя. Это тоже война. Но можно в этой войне идти либо вверх, либо вниз. Если под войной подразумевать ценовую конкуренцию, в том числе поставщиков, то пусть лучше идут вниз. Это будет такая война с водяными пистолетами, пластмассовыми, а не с боевым оружием," - комментирует ситуацию глава ФАС Игорь Артемьев.

Все эти факторы заставляют Walmart продолжать конкурентную разведку. По мнению экспертов, американская сеть до сих пор не определилась с форматом. Вполне возможно, что американцы появятся в России виртуально, купив интернет-продавцов. "Возможно, для "Волмарта" будет хорошей стартовой площадкой объединить несколько игроков. То есть, может, это будет "Утконос", может, это будет "Утконос" с чем-то. Сейчас рынок, скажем так, разбросан. Процентов 10-20 рынка контролируется крупнейшими игроками интернет-рынка, интернет-торговли. Но есть несколько тысяч магазинов, которые контролируют остальные 80%. Их стоит консолидировать, и деньги, которые придут в интернет-торговлю, способны это сделать и серьезно изменить ландшафт этого рынка," - считает Олег Клепиков, генеральный директор inFOLIO Research Group.

Появление в России крупнейшего мирового ритейлера изменит и весь розничный рынок страны. Сегодня доля сетевых магазинов на нем не превышает 20%. Walmart вполне способен за несколько лет расширить территорию торговых сетей вдвое, считают эксперты. Минус в том, что эта сеть действует слишком масштабно и убирает всех попавшихся ей на пути – иногда подчистую.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO