23-03-2012

ВЕДОМОСТИ: Можно ли заработать на фермерском хозяйстве в Подмосковье

К идее создания собственной фермы предпринимателя Александра Коновалова подтолкнуло рождение внучки. Хотелось быть уверенным в качестве продуктов, которыми без опасения можно кормить всю семью. И семья, и друзья идею поддержали, и Коновалов принялся за дело. В 2009 г. он приобрел 4 га земли в Шаховском районе Московской области, в 120 км по новорижской трассе. «Я понял, что нужна бизнес-модель, которая позволит иметь стабильный семейный бизнес», — утверждает он. Пригодился опыт небольших европейских семейных хозяйств, которых Коновалов немало повидал, пока жил в Европе, где успел поработать главой представительств компании Dovgan в Голландии, Германии и Чехии. С Владимиром Довганем Коновалов проработал 15 лет, а с последней должности президента и совладельца последнего их совместного проекта — компании «Эдельстар» ушел в 2010 г., для того чтобы сосредоточиться на семейном бизнесе.

От молока до индюшатины

Инвестиции в создание экофермы «Коновалово» от покупки земли до полного запуска проекта составили, по словам владельца, $1,2 млн. Первые полгода ферма требовала дополнительных вложений, но уже на седьмом месяце достигла точки безубыточности. Первое молоко от собственных коров предложили на пробу друзьям и соседям. Интерес к продукции, по словам фермера, оказался столь высок, что стало понятно — проект попал в точку. И до сих пор основными покупателями продукции Коновалова остаются жители коттеджных поселков на участке между Новой Ригой и Рублевским шоссе.

Главной задачей, уверяет предприниматель, было создать ферму высокого уровня экологической безопасности. Он утверждает, что при производстве продукции удается полностью обходиться без антибиотиков, гормонов роста, пестицидов, консервантов, усилителей вкуса и прочей химии. Использует только те корма и добавки, которые дает сама природа.

Сегодня поголовье подопечных Коновалова — это 10 дойных коров, телята, овцы, козы, свиньи, кролики, куры, гуси, утки, индюки и даже пони. Все живут в теплом помещении, едят натуральные корма и пьют воду из артезианской скважины, что и семья фермера. Коровам для повышения настроения и надоев положено еще и развлечение — жидкокристаллические экраны, на которых показывают альпийские луга под лирическую музыку. На зеленой траве, которой кормит своих буренок фермер, они дают по 30 л в день.

Предприниматель вспоминает, что рецептуру и технологию производства каждого продукта они разрабатывали сами с женой. Колдовали на кухне, пока продукт не получался именно таким, какой им самим нравился на вкус. Дольше всего промучились с творогом. Производство молочной продукции хоть и существенный, но не единственный источник доходов фермы. «У нас их шесть или семь. Это хорошая диверсификация», — считает Коновалов.

От 30 до 40% дохода в зависимости от сезона «Коновалово» получает от экотуризма. На ферме есть небольшой отель — два дома с возможностью проживания до 18 гостей, баня и кафе. Гости могут сами нарубить дрова, общаться с животными, подоить козу или собрать урожай. Приносят доход пасека и пруд для рыбалки. Два гектара площади отданы под огород: огурцы, помидоры, капусту, морковь, свеклу, кабачки и картофель. Летом на борьбу с колорадским жуком и окучивание картофеля на поле выходит вся семья. Когда Коновалов только затевал свою ферму, он и не предполагал, как активно в дело включится его семья, думал, что придется искать наемных менеджеров. Но сегодня в деле и жена — она отвечает за технологию производства, и дочери, и зятья. Наемных сотрудников — доярку, механизатора, переработчика молока и других специалистов — Коновалов привез из Тольятти, где живут его родители. Собирал надежных людей через знакомых. В соседних деревнях найти работников не удалось. А спустя полтора года оказалось, что имеющимися в распоряжении фермера силами все заказы уже не закрыть.

Привлекли соседей

«Я не хочу расширяться. Ни увеличивать поголовье, ни строить новые дома для туристов», — утверждает Коновалов. Слишком велик риск потерять контроль за качеством. Выход был найден в создании «Экокластера» — объединении под одной торговой маркой партнеров, готовых производить продукт высокого уровня экологической безопасности по стандартам и технологии Коновалова. «Продавая партнерский продукт, я гарантирую, что он является натуральным и качественным, но конечная ответственность лежит на производителе, вся информация о котором есть на этикетке», — утверждает он.

Вход в объединение партнерам обходится в 5000 руб. в месяц. О партнере размещают подробную информацию на сайте, обеспечивают его упаковкой, маркетинговой поддержкой и гарантируют сбыт. Коновалов обеспечивает ветеринарный контроль, аудит, контролирует закупку кормов для животных и семена для овощей.

«Далеко не все, с кем мы вели предварительные переговоры, оказались готовы работать на таких условиях», — признается Коновалов. Но нашлись и те, кому интересно сосредоточиться на производстве — при условии, что партнер гарантирует 100%-ный сбыт. Наценка Коновалова в таком случае, по его словам, может составлять от 10 до 20% в зависимости от продукта.

Проект «Экокластер» стартовал в сентябре 2011 г., и сейчас у Коновалова уже 53 партнера из 14 стран. В основном это такие же небольшие хозяйства, как и его экоферма. Оливковое масло из Греции, варенья и компоты из Армении, чаи из Австрии. Помимо продуктов в компании экотоваров оказалась и бытовая химия. «Бытовая химия — это домашний Чернобыль! — восклицает Коновалов. — А мы нашли партнеров в Бельгии, которые делают моющие средства на основе пробиотиков».

«Сотрудничество с “Экокластером” — это возможность выхода на московский рынок, — говорит Анжела Яковлева, замдиректора Балахоновского мясокомбината. — Мясные деликатесы и колбасы, которые мы делаем по старинным рецептам, без использования красителей и консервантов, просто не находят покупателя на Ставрополье». Поодиночке небольшим хозяйствам сложно пробиться на рынке, считает фермер, а сообща — под единым брендом, с единой системой логистики и маркетинговой поддержкой — сделать это существенно проще.

В такую модель заведомо заложен конфликт интересов, считает Борис Акимов, сооснователь фермерского кооператива LavkaLavka. Если бы Коновалов занимался только молоком, а привлекал в кластер производителей другой продукции, это было бы понятно, говорит он. Но многопрофильная ферма, привлекая других производителей, работающих в той же нише, будет конкурировать сама с собой, утверждает он.

Уйдут в розницу

Пока вся продукция Коновалова и партнеров реализуется через интернет-магазин. Заказы развозят по домам клиентов два раза в неделю. Но уже в конце мая предприниматель обещает открыть свой первый розничный магазин площадью 50 кв. м в поселке на 24-м км все той же Новой Риги. До конца года в планах открыть еще три точки, а затем, обкатав систему, запустить франчайзинг. К постоянным клиентам Коновалов пока причисляет 150 семей. Ежемесячный оборот достиг 1,5 млн руб. в месяц и ежемесячно увеличивается на 50 000-60 000 руб. Годовой оборот в 2011 г. составил 12 млн руб., а в 2012 г., по прогнозу Коновалова, достигнет 18 млн руб. Рентабельность бизнеса предприниматель оценивает в 60%, при запуске компании рентабельность была 42%, но ее удалось увеличить за счет снижения издержек, увеличения ассортимента и запуска проекта «Экокластер».

«В результате активных действий маркетологов потребители перестали реагировать на информацию об экологичности продукта на упаковках и не доверяют ей, — утверждает Олег Клепиков, генеральный директор inFolio Research Group. — При этом потребность в натуральных и экологичных продуктах остается важным драйвером потребительского поведения». Наибольшее доверие потребителей, по словам Клепикова, вызывают экоэлементы в продвижении продовольственных товаров и косметики в премиальном и суперпремиальном сегментах. Мысли о создании собственной фермы посещают и основателей фермерского кооператива LavkaLavka (оборот 10 млн руб. в месяц). «Было бы очень интересно это сделать. Но не как бизнес, — говорит Акимов. — Полный цикл — это очень затратно и с трудом реализуемо. [Добиться успеха можно] разве что совсем в небольших хозяйствах».

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO