13-03-2012

МОЕ ДЕЛО. МАГАЗИН: На новом витке

Российский рынок макаронных изделий завис на отметке чуть более 1 млн т. Эксперты отмечают, что дальнейшее развитие категории возможно лишь за счет формирования культуры потребления продукта в качестве самостоятельного блюда, а не гарнира. Индикатор этого процесса - спрос на продукцию из твердых сортов пшеницы: с его ростом рынок будет увеличиваться в объеме.

Пресыщенный рынок

Пока же активный рост категории происходит лишь по стоимости. По данным Intesco Research Group, в 2010 году розничные продажи ма¬каронных изделий в денежном выражении выросли на 8%, превысив 88 млрд руб. По итогам трех кварталов 2011-го по сравнению с ана¬логичным периодом прошлого года этот показатель увеличился на 13% и составил 69,7 млрд руб., отмечают в компании. В натуральном выражении в 2010 году рынок поднялся лишь на 1,8%, достигнув чуть более 1,112 млн т, а в 2011-м категория вообще потеряла в объеме 0,8% и, по расчетам специалистов Intesco Research Group, составила 1,103 млн т. «Рынок, безусловно, будет расти, по нашим прогнозам, на 5-6% в год в денежном выражении, - отмечает категорийный менеджер компании «Пармалат МК» Наталия Звездина. -Прежде всего это будет обусловлено увеличением востребованности пасты из твердых сортов пшеницы, а также оригинальных видов продукции, например, с томатами и шпинатом или из муки грубого помола, которые относятся к категории «выше среднего». В натуральном выражении рынок, скорее всего, расти не будет или будет, но не более чем на 1-2% из-за насыщенности категории». В Step by Step отмечают, что степень насыщенности рынка макаронных изделий в 2010 году в стоимостном выражении составила 90%, а в натуральном - 91%. По их данным, емкость рынка не превышает 1,112 млн т. В 2010-м категория достигла 1,021 млн т, в 2011-м - 1,072. По прогнозу специалистов, к 2015 году категория может прибавить в весе не более 51 тыс. т.

Спрос на твердой основе

Действительно, по данным Intesco Research Group, в 2011 году среднедушевое потребление макаронных изделий в России снизи¬лось с 7,84 кг/чел, до 7,78 кг/чел. «В прошлом году в нашей стране насчитывалось почти 135 млн покупателей данного продукта, - говорит генеральный директор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. - В 2011-м мы, скорее всего, станем свидетелями некоторого снижения потребления на душу населения - до 7,07 кг. Главным фактором станет сокращение количества потребителей до 134,5 млн чел., а также сдвиг спроса в сторону картофеля и круп, вызванный преодолением последствий неурожая 2010 года».

Практически не изменилась в прошлом году и частота потребления макаронных изделий, отмечают в Intesco Research Group.

Внешний резерв

Отечественный рынок макарон обладает значительным потенциалом для экспорта. Однако пока не решится транспортная проблема, сетуют производители, постав¬ки будут осуществляться в небольших объемах. «На протяжении последних трех лет мы экспортировали свою продукцию в страны СНГ (Казахстан, Таджикистан, Армению, Азербайджан), а также в Монголию и Республику Беларусь. К сожалению, экспортные отгрузки возможно произвести только путем вагонных перевозок, - рассказывает генеральный ди¬ректор холдинга «Алтан» Валерий Покорняк. - Однако отсутствие вагонов с июля по сентябрь 2011 года сильно сказалось на нашем экспорте - его объемы снизи¬лись на 40%». По его словам, в первоначальных планах компании доля экспорта в общем объеме произведенной продукции должна была составлять 10-12%, но уменьшилась до 4,49%. Как отмечает коммерческий директор компании «Америа Русс» Евгений Художников, продукция собственного производства давно экспортируется в Грузию, Республики Молдову и Беларусь, но только с помощью автомобильных перевозок. «Железнодорожные вагоны стали частной собственностью и их нет, - говорит он. - Автоперевозки дороже, но скорость реализации при этом выше». По данным Step by Step, объем экспорта в 2010 году составил 49,1 тыс. т. Главным потребителем отечественных макаронных изделий последние три года остается Казахстан, на долю которого в 2010 году пришлось до 27,7% экспорта, говорится в информации inFOLIO Research Group. Украина берет на себя еще 19,2%, Узбекистан -10,8%, Таджикистан и 40% Монголия - по 9,3% населения потребляли макароны два-три раза в неделю, 34% - один раз в неделю, 12% - один раз в две недели. «Спрос на рынке макаронных изделий полностью удовлетворен, - соглашается коммерческий директор компании «Америа Русс» Евгений Художников. - Есть среднее потребление макарон, которое практически не увеличивается. Однако если покупатель станет воспринимать продукт как самостоятельное блюдо, а не гарнир, то уровень потребления может вырасти. Сейчас уже начинает повышаться спрос на пасту из твердых сортов».

По словам Наталии Звездиной, значительное влияние на потребителей при выборе пасты из твердых сортов оказывают два основных момента: растущая популярность итальянской кухни и идея здорового образа жизни и питания. Это подтверждает и информация Euromonitor International, где говорится, что мода на здоровое питание повышает спрос на продукты с низким содержанием калорий. По прогнозу аналитиков, продажи макаронных изделий из твердой пшеницы и макаронных изделий, обогащенных витаминами, за 2011 год значительно увеличились.

По мнению Олега Клепикова, сегодня довольно проблематично с точностью рассчитать потребление пасты из твердых или мягких сортов пшеницы из-за отсутствия четкого контроля со стороны государства за рецептурой макаронных изделий. По данным производителей, 60% отечественной продукции производится из твердых сортов пшеницы. «Не все макароны, которые имеют маркировку «группа А», на 100% состоят из твердой пшеницы, - отмечает генеральный директор холдинга «Алтан» Валерий Покорняк. - ГОСТ допускает наличие в сырье для производства макарон группы А до 30% муки другого сорта».

В настоящее время категория макаронных изделий группы А занимает 40% рынка и относится к ценовым сегментам премиум и «выше среднего», говорится в исследовании Step by Step. В стоимостном выражении, по данным агентства, доля группы составляет 70%. Тем не менее многие производители отмечают постепенное формирование новой категории - дешевых макарон группы А. «Получить низкую цену на макароны группы А маловероятно, поскольку стоимость макарон всегда зависит от стоимости зерна, которая в 2010-2011 годах не снижалась, - говорит Валерий Покорняк. - Кроме того, в России насчитывается не более пяти - семи мельниц по переработке твердой пшеницы».

В расширенном формате

Рынок макаронных изделий в 2011 году на 95,4% в натуральном выражении был представлен продукци¬ей отечественных производителей, отмечается в информации Intesco Research Group. Причем доля зарубежной пасты, по предварительной оценке компании, сократилась на 1,2%, достигнув 4,6%. В 2010 году эта цифра находилась на уровне 5,8%. По данным Step by Step, в 2010 году объем импорта в натуральном выражении составил 53,1 тыс. т. Основной страной-производителем импорта является Италия, из которой в 2010 году было ввезено 30,7 тыс. т пасты, или 57,8% общего объема импорта в Россию.

По мнению некоторых аналитиков, снижение масштабов импорта произошло за счет ввода ограничений российским правительством. «В 2011 году мы ожидали среднее повышение стоимости макарон на 6%, что связано с серьезными колебаниями цен в течение года, - комментирует аналитик ком¬пании Euromonitor International Анастасия Гончарова. - Засушливое лето 2010 года негативно повлияло на урожай, поэтому цены на зерно и другое агропромышленное сырье начали расти во второй половине 2010 года. Но запрет на экспорт зерна, введенный российским правительством летом 2010 года, регулирование тарифов на экспорт и импорт другой продукции сдерживали рост розничных цен». Однако после присоединения к ВТО в июле 2012 года тенденция сокращения доли импорта, которая наблюдалась в 2007-2011 годах, сменится на противоположную, считает маркетинговый аналитик Intesco Research Group Лилия Хикматуллина. По мере снижения импортных пошлин объем ввозимой пасты будет постепенно расти.

Сейчас наиболее крупными игроками, по данным Step by Step, являются компании «Макфа», «Сигрупп» и «Союзпищепром», занимающие 31,6% рынка. Кроме того, в России насчитывается около 30 средних и крупных узкоспециализированных производителей макаронных изделий с объемом выпуска более 5 тыс. т в год.

Чтобы нарастить продажи в условиях жесткой конкуренции, производители стараются развивать новые форматы пасты. Популярными становятся различные вариации цвета, формы и упаковки макарон. «Категория пасты в ассортименте компании показывает ежегодный стабильный рост - более 10% в натуральном выражении, - говорит Наталия Звездина. - В 2011-м на 5% увеличилась доля «неклассических» видов пасты: с помидорами и шпинатом и пасты рустика из муки грубого помола». Также компания пополнила ассортимент итальянской марки Divella тремя новыми позициями в упаковке по 5 кг - спагетти, пенне ригате и фузилли, предназначенными специально для профессионального использования в HoReCa.

«Недавно мы выпустили новую линейку Piccolini специально для детей, - отмечает менеджер по маркетингу компании Barilla Ольга Панасюк. - Это мини-паста из твердых сортов пшеницы популярных детских форматов, которая варится быстрее, чем обычная паста. Кроме того, мы добавили в тесто 25% свежего овощного пюре, чтобы дети вместе с пастой получали все полезные вещества, которые содержатся в овощах».

По словам Валерия Покорняка, при выборе макарон на внешний вид и дизайн обращают внимание около 10% покупателей. «На рынке макаронных изделий сложно придумать что-то новое, поэтому появляются вариации упаковки, формы продукции, - подтверждает Евгений Худож¬ников. - Мы тоже постепенно развиваем различные форматы упаковок, как по весу, так и по дизайну. За несколько лет появились упаковки 0,4, 0,7, 0,9, 4 и 5 кг, чтобы предоставить потребителю право выбора». Как отмечает руководитель отдела продаж макаронных изделий «Америя» Алла Красникова, начинает пользоваться спросом яичная лапша, продажи которой в 2011 году выросли в десять раз.


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO