02-03-2012

FOODMARKETS: В России начался передел сырного рынка

Несмотря на декларируемую государственную поддержку отечественного сыроделия, рынок сыра продолжает расти за счет увеличения доли импорта. Причем продукция из стран дальнего зарубежья теснит на полке самых популярных в России производителей — белорусов и украинцев. Отечественным сыроделам сегодня сложно составить конкуренцию импорту. Эксперты отмечают, что увеличение ввозной пошлины вряд ли поможет, так как основная проблема внутри отрасли — сырьевая и технологическая.

По словам руководителя информационно-аналитического центра Национального союза производителей молока Татьяны Рыбаловой, массированный ввоз сыров из европейских стран, прежде всего из Германии, приведет к тому, что по итогам 2010 года Германия потеснит Украину на российском рынке и с третьего передвинется на второе место среди стран-поставщиков. По итогам 10 месяцев 2010 года Россия импортировала почти 315 тыс. тонн сыров, это на 20% больше показателя соответствующего периода 2009 года. Важно отметить, что основной рост пришелся на долю стран дальнего зарубежья — 36%, Украина и Белоруссия увеличили поставки всего на 4-5%.

Интересно, что импорт сыров из Германии за этот период вырос в два раза и достиг 53 тыс. тонн. Татьяна Рыбалова объяснила тенденцию тем, что германские сыры массового спроса теперь выдерживают ценовую конкуренцию не только с российскими, но и с более дешевыми белорусскими сырами. По итогам января — октября 2010 года основными поставщиками сыра в Россию были Белоруссия, на долю которой пришлось 26, 5% импорта, Германия и Украина — около 17%.

Отечественное производство, наоборот, демонстрирует отрицательную динамику развития: выработка натуральных полутвердых и твердых сыров снизилась на 10%, они замещаются плавлеными сырами и сырными продуктами. Проблема отрасли и в дефиците сырья, и сильной конкуренции с импортом, например, цены на российскую и германскую продукцию по основным сырам сопоставимы, и потребитель зачастую склоняется к импорту.

Кусочек рынка

Сыры на российский рынок поступают из 38 стран мира. Основные импортеры — страны СНГ. В первой тройке — Белоруссия, Украина и Германия. Кроме перечисленных стран на полке заметное пространство занимает продукция из Литвы, Финляндии и Франции.

По мнению экспертов, успех немецких сыров на российском рынке закономерен.

"Германия специализируется на сортовых сырах, то есть так называемых биржевых, которые популярны вследствие их ценовой доступности", — объясняет рост доли немецкого сыра генеральный директор "Валио" Мика Коскинен.

По мнению генерального директора inFOLIO Research Group Олега Клёпикова, успех немцев вполне предсказуем — они производят качественную продукцию в нижнем и среднем ценовых диапазонах, наиболее востребованных в России.

"Себестоимость молока, из которого производятся немецкие сыры массового спроса, благодаря субсидиям Евросоюза и государства составляет в пересчете на рубли 12-14 руб. за литр, в то время как средняя стоимость российского молока-сырья — 16-18 руб. за литр, — объясняет генеральный директор inFOLIO Research Group Олег Клёпиков. — В условиях когда украинская сыродельная промышленность переживает не самые лучшие времена, а Белоруссия поставляет в основном небрендированную продукцию, у европейских производителей появился шанс занять собственную нишу".

Эксперты отмечают, что повышение ввозных пошлин до 15% не изменило ситуацию: в зависимости от марки сыры зарубежного производства выросли по стоимости всего на 7-43 рубля. "Представляется, что и дальнейшее повышение пошлин или введение прямых административных запретов, а также имеющее место субсидирование процентных ставок по кредитам не приведут к перелому ситуации, — добавляет Олег Клёпиков. — Необходимо принимать меры по увеличению объемов производства и одновременного удешевления молока-сырья".

Доля импортного сыра в России в 2009 году составила более 45%, и в 2010 году тенденция к увеличению доли импорта только сохранилась. По данным inFOLIO Research Group, в 2010 году отечественное производство твердых, полутвердых, мягких и рассольных сыров достигло 279 тыс. тонн. Объемы импорта чуть превысили 290 тыс. тонн.

"Производство плавленых сыров, по нашим данным, составило 182 тыс. тонн, цифр по импорту плавленых сыров за 2010 год, к сожалению, нет, — комментирует Олег Клёпиков. — В любом случае рынок растет во многом благодаря усилению позиций импортных марок".

Малоежки

Российский рынок — лакомый кусок для иностранных компаний: несмотря на кризис, потребление сыра продолжает расти, россиянин ест в разы меньше этой продукции, чем европеец. Показатели потребления сыров на душу населения в России, по разным оценкам (от 4, 8 кг до 5, 4 кг), значительно отстают от Франции (26, 6 кг) или Германии (23, 6 кг).

Исполнительный директор агентства маркетинговых коммуникаций IMAGENCY Наталья Бондарева отмечает, что особенностью потребления сыра в России (в продолжение культуры СССР) является его восприятие как "добавочного" продукта. "Если во Франции или Италии сыр — самостоятельное блюдо, то у нас он, скорее, дополнение к бутерброду или подается как закуска, или часть салата, или десерта", — объясняет Наталья Бондарева. Именно из-за такой "национальной особенности" сыра в нашей стране традиционно потребляется в 2-3 раза меньше, чем в Европе.

По мнению Олега Клёпикова, специфика потребления молочных продуктов в России заключается в том, что в рационе наших соотечественников преимущественные позиции у таких категорий, как цельное молоко, кисломолочные продукты и сметана, а из сыров наиболее популярны твердые и полутвердые сорта. "Еще одной важной особенностью является потребление жирных сортов сыра, что связанно прежде всего с доминированием на рынке именно жирного сыра отечественного производства, — комментирует гендиректор inFOLIO Research Group. — Наиболее востребованной остается небрендированная продукция российских, белорусских и украинских сыроварен".

Мика Коскинен соглашается, что блочный сыр, фасованный в магазине, по-прежнему пользуется повышенным спросом, однако все большую силу приобретают брендированные сыры. "Мы отчетливо наблюдаем эту тенденцию на примере нашего Oltermanni", — подтверждает гендиректор "Валио".

Маркетолог Наталья Бондарева уточняет, что предпочтения современного покупателя зависят от вкуса и уровня доходов. "Среди потребительских тенденций, особенно среди людей от 25 до 40 лет, можно выделить рост потребления элитной категории сыров, — рассказывает Наталья Бондарева. — В последние годы стало популярным осваивать различные иностранные кухни в домашних условиях, где, как известно, требуются определенные сорта сыра — Пармезан, Моцарелла, Грано падано — в итальянской, Фета — в греческой, Дор блю и Камамбер — во французской. Это модное увлечение хорошо стимулирует продажи таких сортов, несмотря на их высокую стоимость".

По мнению Мики Коскинена, вместе с ростом рынка повышается и культура потребления сыров, покупатель выбирает продукт не столько исходя из его цены, сколько ориентируясь на дополнительную ценность, например, низкую жирность, пониженное содержание лактозы, новые вкусы или удобную упаковку.

"Принимая во внимание непростую ситуацию с российским молочным сырьем, импортные сыры будут занимать высокую долю рынка, в частности германские и украинские, — считает Мика Коскинен. — Однако я уверен, что компании, ориентированные на лидерство не только в краткосрочной перспективе, но и в долгосрочной, должны фокусироваться на производстве и продвижении продукции с высокой добавленной стоимостью".


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO