05-04-2012

ПРОФИЛЬ: Жить и умереть по-человечески

Наступающий сезон отпусков - золотая пора не только для туроператоров. Наплыва клиентов ждут сервисы для домашних животных, прежде всего гостиницы. Но перед отправкой в отель или поездкой с хозяином на отдых надо сделать питомцу все прививки, постричь, закупить корм - значит, спрос на эти и другие услуги тоже возрастет. Разумеется, это касается прежде всего крупных городов, где темпы прироста зообизнеса уже исчисляются двузначными числами, а емкость рынка - миллиардами долларов. Ведь многие россияне относятся сегодня к животным почти как к членам семьи и не жалеют на них времени и денег.

Недавнее исследование компании "Ромир" (было опрошено свыше 10 тыс. жителей больших городов) показало, что домашних животных держат 56% российских семей. При этом выяснилось - чем больше семья, тем выше вероятность, что в ней содержатся питомцы. Кроме того, наличие кошки или собаки (это самые популярные домашние животные) не зависит от уровня дохода. Россияне при этом все больше и больше тратят на покупку кормов и оплату различных услуг для своих любимцев.

По данным исследования компании inFOLIO Research Group, за 10 месяцев 2011 года только столичный рынок зоотоваров и зооуслуг составил около $1 млрд, продемонстрировав прирост в 22%. Быстрее всего растет сегмент зоогостиниц и зооэстетики (+48%). По оценкам эксперта департамента оценки компании "2К Аудит - Деловые Консультации/Morison International" Ирины Воробьевой, оборот всего российского рынка зооуслуг составляет примерно $2 млрд в год. Это, конечно, мало по сравнению с американскими показателями в $50,96 млрд по итогам 2011 года, но уже более или менее сопоставимо с тратами австралийцев ($8 млрд). Старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский отмечает колоссальный потенциал рынка сервисных услуг и ухода за домашними животными в России. "В городах-миллионниках спрос на услуги по уходу за животными растет весьма высокими темпами - 15-25% в год, - комментирует аналитик. - Именно они и являются социальной базой и движущей силой развития сферы услуг для домашних любимцев".

Пока в России основные расходы приходятся на корма (за рубежом - на услуги ветеринаров). И потенциал роста в этом сегменте еще очень велик, поскольку, по данным inFOLIO, около трети владельцев кормят своих питомцев только домашней едой. По данным "Ромира", за квартал средняя семья расходует на корм для кошек около 700 рублей, на корм для собак - около 800 рублей. Ирина Воробьева считает, что всего на корма в России тратится более $1 млрд в год, а консалтинговая компания "АМИКО" дает более скромную оценку - порядка $400-500 млн. До кризиса рынок кормов рос на 30-40% в год, после него темпы упали в два раза. Но и это много - в Европе и США считается хорошим рост продаж на 3-4%. Продавцы и производители кормов отмечают, что россияне вслед за остальным миром начинают отказываться от кормления своих питомцев со стола и переходят к покупке специальных кормов. "Долгое время считалось, что сухие корма надо добавлять в натуральную пищу. Специалисты меняют эту точку зрения, и мы видим тенденцию, что возрастает продолжительность жизни животных. Процент владельцев, которые используют для кормления своих питомцев промышленный корм, возрастает. Также видна тенденция, что все больше и больше людей переходят на профессиональные продукты", - говорит директор департамента корпоративных отношений компании Royal Canin Ярослав Рюмин.

Но не кормом единым растет рынок зооуслуг. По мнению Ирины Воробьевой, если в 2008 году на долю кормов приходилось 75-80% рынка товаров для животных, то в 2011 году этот показатель сократился до 60%. По оценке inFOLIO, наиболее стабильным сегментом станет рынок ветеринарных услуг и медикаментов, который будет развиваться в основном в денежном выражении. Ирина Воробьева отмечает, что активно растут такие сегменты рынка, как гостиницы для животных (пункты передержки), ветеринарные услуги, парикмахерские услуги, услуги по дрессировке.

В период отпусков самым востребованным сервисом становятся гостиницы для домашних животных. Кроме того, предлагают передержку питомники и центры дрессировки, а также частники. С последними специалисты связываться не советуют, как и вестись на заманчивые дешевые предложения. Слишком велик риск нарваться на непрофессионалов - со всеми вытекающими последствиями. Стоимость пребывания в отеле зависит от типа животных, условий содержания, а также от наличия дополнительных услуг - стрижки, мытья, ветеринарного обслуживания и пр. Например, в одной из старейших гостиниц Москвы, которая функционирует с 1995 года на юге столицы, цена размещения кошек и собак составляет от 500 рублей в сутки. В другой гостинице за собак берут 700 рублей в сутки, за кошек, кроликов и фредок - 400 рублей, отдать на передержку ежей, морских свинок, птичек стоит 200 рублей.

В последнее время появились и специализированные такси для животных. В одной из компаний нам рассказали, что чаще всего машины заказывают для посещения ветклиник и выставок, а весной, летом и осенью - для поездки на дачу. Кроме того, примерно раз в месяц заказывают междугородные перевозки. 95% пользователей услуги - владельцы собак, но были и необычные пассажиры - маленький леопард, коза и огромный попугай. Цена - 1200 рублей из одной точки в другую в пределах МКАД независимо от расстояния. Ехать на частнике, конечно, дешевле, но не безопаснее.

В последние годы по всему миру наблюдается тенденция к расширению спектра услуг для домашних животных. Люди стремятся сделать жизнь своих любимцев не просто сытной и безопасной, но как можно более приятной и готовы платить за это. Например, в Токио владельцы кошек и собак могут воспользоваться специальной машиной для мытья и обработки животных от блох. В одном из отелей США собак обучают серфингу и проводят соревнования. В Киеве недавно открылась фирма, регистрирующая браки домашних питомцев и организующая свадебные торжества. Россия идет следом. "По мере роста благосостояния людей они все больше средств готовы тратить на домашних питомцев - комментирует генеральный директор промомаркетингового агентства E:mg Андрей Соколов. - В России все большее распространение получает покупка одежды, а в последние годы - и обуви для собак. Это защита не только от холода и грязи, но и от реагентов, разъедающих лапы".

В России (пока только в Москве) вслед за остальным миром также начали появляться уникальные услуги. Например, в Европе и Америке центры захоронения животных существуют с конца XIX века. В России пока открыто только одно официальное кладбище (второе, возможно, вскоре появится в Санкт-Петербурге). Управляющий компании-оператора Андрей Журавлев боролся за появление кладбища за МКАД, в районе Куркино, 8 лет. Обошелся проект недешево - в $2 млн. Компания собиралась открыть еще одно кладбище для животных - в Ухтомском районе, но чиновники посчитали, что и одного достаточно. Расценки на услуги соответствуют потраченным усилиям. Общая кремация стоит 1-2,5 тыс. рублей, индивидуальная - 3,5-8 тыс. рублей. Цена зависит от веса животного. Далее - как распорядиться прахом питомца? Можно захоронить прах отдельно, заплатив за аренду места 2-5 тыс. рублей в год. Участок на "Аллее героя" обойдется в 10 тыс. рублей ежегодно. Бесплатно организаторы устроят виртуальные похороны или дадут развеять прах в "Саду воспоминаний". Если учесть, что в Москве ежегодно умирает 150 тыс. собак и 200 тыс. кошек, а специализированными ритуальными услугами пользуются пока немногие, перспективы у этого бизнеса есть.

Появился в столице и первый ресторан для животных. Меню разработали повара ресторанов Ginza Project совместно с ветеринарами. "Идея, несомненно, интересная, хоть и не новая, - комментирует исполнительный директор компании Restteam Александр Мусатов. - Первый ресторан для собак открылся в Сингапуре в 2002 году. Сегодня во многих странах такой формат существует, и достаточно успешно". Для собак даже варят пиво со вкусом говядины.

Исполнительный директор компании RestCon Андрей Петраков не видит ничего удивительного в открытии такого заведения и обращает внимание, что сегодня существует весьма глубокая психологическая связь между животными и их владельцами, вплоть до почти полного очеловечивания. "Хозяева разговаривают с ними, обсуждают различные события, строят планы, покупают им одежду, лечат, ухаживают, как за детьми, борются за их права, как за права женщин и негров, и оплакивают, как усопших близких, - рассуждает Андрей Петраков. - Не будем глубоко вдаваться в корни этого не совсем, на мой взгляд, здорового психологического явления, а просто отметим, что при такой постановке вопроса появление ресторанов, домов отдыха и специальных рейсов бизнес-класса для кошек, собак, свиней и канареек - лишь вопрос времени".

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO