20-04-2012

SFERA.FM: Российский рынок сыра. Мнения экспертов

Олег Клепиков, генеральный директор компании inFOLIO Research Group:

Общий объем российского рынка сыра в 2010 году составил 388 тыс. тонн. Из них 37,8% – это плавленые сыры, 29% – твердые сыры, 18,1% – полутвердые сыры, 5,2% – сыр мягкий, 5% – сыр рассольный, 4,6% – сыр копченый.

Продажи сыров в 2010 году составили 167 млрд рублей, продемонстрировав рост в 13% по сравнению с 2009 годом. Продажи в Сибирском федеральном округе выросли на 17%, в Центральном и Приволжском ФО рост составил 15%, в Северо-западном ФО – 13%.

По данным за первое полугодие 2011 года было произведено 152 тыс. тонн различных видов сыра.

Экспорт российского сыра в 2010 году составил более 7,6 тыс. тонн. Большую часть, 88% экспорта, занимают плавленые сыры, 6% – твердые сыры. Важнейшими потребителями российских сыров являются Украина (31%), Казахстан (20%) и Туркмения (18%).

Импорт сыров в Россию составил в прошлом году 211 тыс. тонн. Пул основных поставщиков возглавляют Германия (29%) и Украина (24%). Особняком стоит Финляндия, на которую приходится 11% всех поставок, среди которых 76% занимают плавленые сыры.

Марина Петрова, директор по корпоративным коммуникациям «ПиР Продукт»:

– Каковы основные показатели и динамика развития российского рынка сыра? Отметьте ключевые тенденции на рынке. С чем они связаны?

– К сожалению, российский рынок сыра в 2011 году продемонстрировал отрицательную динамику. Если емкость рынка сыра в натуральном выражении в 2010 году оценивалась в 805 тыс. тонн, то в 2011-м – 780 тыс. тонн.

Последствия кризиса 2008 года оказывают существенное влияние на структуру потребления сыра. Потребители с невысоким доходом зачастую отказались от потребления даже дешевых плавленых сыров, люди с достатком ниже среднего – отдают предпочтение российским сырам массового спроса, при этом потребители со средними доходами и выше стали потреблять больше дорогих сыров.

Основу товарного предложения составляют сыры массового спроса, в число которых входят полутвердые сыры российского, белорусского и украинского производства, а также 63% всех сыров, ввезенных из стран дальнего зарубежья, представленных такими сырами как «Эдам», «Гауда», «Тильзит» и др.

Самыми популярными остаются сыры «Российский», «Голландский», «Костромской» и «Пошехонский». Из стран дальнего зарубежья наиболее популярны «Маасдам», «Гауда», «Тильзит», «Ольтерманни», «Эдам».

Следует отметить, что еще пять лет назад объемы ввоза «Гауды» значительно превышали поставки «Тильзита», сегодня разница в объемах ввоза не столь значительна, снизились и поставки сыра «Эдам». В определенной степени это связано с тем, что выпуск этих видов сыров освоен отечественными сыроделами, при этом резко возросли объемы поставок «Маасдама».

Одной из тенденций развития сырного рынка – это выпуск брендов, причем в самых различных сегментах. Здесь следует отметить активность и производителей, и дистрибьюторов, и сетевых операторов, которые размещают заказ на производство продукции под СТМ. Так, дочерняя компания «ПиР Продукт» «ПиР-ПАК» производит СТМ для таких сетей, как Metro, «Квартал», «Дикси», «Монетка», «АБК», «Полушка».

Ориентируясь на мировой опыт, доля СТМ сетей в сегменте может достигать 30%. На данный момент в России она составляет порядка 9%, что предполагает дальнейший рост. В стратегии большинства сетевых операторов включено активное развитие СТМ во всех продуктовых категориях, включая сыр.

Интересен сегмент сыров с использованием образов популярных героев, любимых всей семьей – также один из последних трендов. В 2011 году выведен на рынок бренд «Анимашка» – первый бренд сыра, использующий популярные образы мультсериала «Маша и Медведь», ориентированный на семейное потребление.

– Какие сегменты сырного рынка можно считать наиболее перспективными и почему? В частности, как развивается сегмент плавленых сыров? Что способствует росту популярности плавленых сыров?

– Одним из самых перспективных сегментов является упакованный сыр, уже готовый к употреблению. За последние 7 лет потребитель привык к сыру, нарезанному ломтиками и упакованному промышленным способом. Если раньше на полках магазинов такой сыр был редкостью, то сейчас – обычная практика. Потребитель привыкает к удобству и пробует новые варианты: тертый сыр, нарезанный кубиками и т. д.

Отдельно стоит отметить рост итальянских сыров: моцарелла, пармезан, горгонзола. Например, спрос на горгонзолу за последний год вырос в 3,5 раза с 40,8 тонн до 143,1 тонн.

Производители стараются найти и узко-сегментированные ниши, например, компания «ПиР-ПАК» в конце 2011 года вывела на рынок торговую марку «Pirpachi» – это настоящий тертый пармезан для ритейла и сегмента Ho.Re.Ca., то есть «сыр для знатоков сыра».

Существенно возросло потребление молодых и рассольных сыров, в 2011 году их доля в общем объеме потребления составила 3,5%.

Доля плавленых сыров в структуре рынка сыра сокращается, в частности, потребление дешевых плавленых сыров снизилось на 14,6%, так как потребитель очень чувствителен к ценовому фактору и при снижении цен на товары-заменители (недорогие мясные продукты) выбирает в первую очередь мясо, а не сыр.

При этом следует отметить интерес к более качественным импортным плавленым сырам, в том числе колбасным, таким как Jermi. Последнее связано с тем, что потребитель «распробовал» и оценил вкусный и качественный колбасный сыр!

– Насколько за последнее время возрос интерес западных компаний к российскому рынку? В чем причина и как будет развиваться ситуация дальше?

– В связи с тем что прошло еще немного времени с момента объявления о вступлении России в ВТО, сложно оценить активность западных компаний.

– Какие последствия для отрасли повлечет за собой вхождение России в ВТО, с Вашей точки зрения? Как это событие может сказаться на работе вашей компании?

– Вступление России в ВТО предоставляет определенные возможности для российской экономики в целом, но сопряжено с рядом сложностей для отрасли АПК. В ближайшее время будут снижены таможенные пошлины на сыры, и, как следствие, российский потребитель получит возможность получать более дешевую и качественную импортную продукцию, а с другой стороны – начнется серьезная конкурентная борьба между отечественными и импортными производителями. Так как ценовой фактор для российского рынка сыра является одним из основных, после сокращения ценового разрыва российским производителям будет требоваться существенная государственная поддержка. Кроме того, отечественным производителям необходимо улучшать качество сыра, развивать бренды и сохранять долю рынка.

– Каким Вы видите ближайшее будущее российских производителей сыра и, в частности, вашей компании?

– В 2012 году после вступления России в ВТО и снижения таможенных пошлин эксперты прогнозируют рост потребления сыра. В сложившейся ситуации производителям необходима помощь государства для укрепления сырьевой базы, которая позволит успешно конкурировать с западными игроками.

Если российские сыроделы не будут обеспечены достаточным количеством сыропригодного молока, то можно прогнозировать существенное снижение внутреннего производства сыра.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO