18-05-2012

ВЕДОМОСТИ: Безразмерная идея

Как-то раз в начале 2011 г. Лазарева гуляла на детской площадке с маленьким сыном Федором. Родители других детей заметили, как стильно Федор одет, и спросилимолодую маму, где она покупает такие вещи. Евгения созналась, что одежду шьет ее собственная компания. "У меня в машине лежало несколько комплектов. Мамы детей посмотрели одежду и сразу ее купили", - вспоминает предпринимательница. Тогда она заработала 10000 руб., и это была ее первая продажа в режиме офлайн.

Бывший жесткий менеджер

Вообще-то Евгения Лазарева никогда не предполагала становиться предпринимателем. Выпускница Института экономики и финансов МГУПС МИИТ, она много лет делала карьеру в финансовом секторе. На последнем месте работы - в крупном российском банке - занимала должность директора департамента доверительного управления. В подчинении было около 200 сотрудников, и она, по собственному признанию, слыла довольно жестким топ-менеджером.

Лазарева была нацелена на продолжение банковской карьеры. Но пришел 2008 год. "Вместо дальнейшего развития бизнеса я занялась антикризисным менеджментом. Приходилось увольнять людей. И все это совпало с моей беременностью", - вспоминает она. В тот же период она рассталась с любимым человеком и осталась одна с новорожденным ребенком на руках.

"Раньше я жила по жестким правилам и мерила все в жизни по системе KPI. Теперь мне захотелось сделать что-то для души", - говорит Лазарева. Сейчас одетая в стиле сasual 30-летняя Лазарева даже внешне мало напоминает жесткого, застегнутого на все пуговицы управленца, которым была раньше.

Все, как один

В конце 2009 г. мама с сыном гуляли в парке. Федору очень шло его кашемировое пальто - настолько, что Лазаревой захотелось сшить себе такое же. Пошла к знакомому дизайнеру-конструктору Оксане Косаткиной. И та сделала ей пальто на заказ. Собственно, в тот момент и родилась идея создания одежды для семьи в одном стиле. Тогда же из слов любимой песни Don't Stop Me Now стихийно возникло название компании Mamanonstop, которую она вскоре зарегистрировала.

Идея семейной одежды в едином стиле сейчас буквально витает в воздухе, считает Антон Коробков-Землянский, член Общественной палаты РФ и большой поклонник марки Mamanonstop. "Сегодня супруги подчеркивают, что они семья не только обручальными кольцами, но и похожей по стилистике одеждой. Необязательно одеваться совершенно одинаково. Мы с женой, например, носим похожие аксессуары - шарфы, платки, шапки", - говорит он.

Клиентам понравилась идея семейной одежды, рассказывает менеджер онлайн-бутика по продаже эксклюзивного белья для беременных Milky-style. По ее словам, бутик недавно закупил у поставщиков на пробу комплекты костюмчиков для младенцев и пижам для мам в одном стиле. Товар сразу улетел с прилавка. А одна клиентка тут же разместила заказ еще на один семейный комплект.

Одежда в едином стиле для всей семьи рассчитана на любителей и не подходит для массового клиента, уверяет сотрудник магазина Mothercare. "Мы, как крупная розничная сеть, вряд ли будем продавать такую одежду. Наш клиент к этому не готов", - констатирует она. "В одежде из Mothercare ходят многие дети в Москве. А если ты хочешь одеть себя и ребенка в удобную, оригинальную и недорогую одежду из натуральных тканей, то лучше выбирать марки вроде Mamanonstop", - говорит Марина Тоцкая, одна из клиенток компании Mamanonstop.

Шапки ушли в Twitter

Лазарева выпустила первую коллекцию платьев и пижам весной 2010 г. Затраты на материал, лекала и работу в мастерской Косаткиной составили 20000 руб. "У меня не было фиксированной суммы стартового капитала. Просто от моей банковской зарплаты оставалось то 30000 руб., а то и 100000. Эти деньги я вкладывала в бизнес", - рассказывает Лазарева. Она распродала коллекцию через социальные сети, в основном друзьям, и выручила 40000 руб.

Вторую партию одежды предпринимательница шила под конкретные заказы, продолжая продавать через социальные сети. Настоящий бум случился, когда в начале 2011 г. они с Косаткиной выпустили трикотажные шапочки для детей. "Я подумала, что шапка нужна маленькому ребенку в любую погоду. Ведь надо же уши от ветра закрыть. Но я не ожидала, что успех будет таким", - вспоминает Лазарева. К середине лета все 1000 сшитых шапок были распроданы, причем 500 из них - через Twitter.

Тогда Лазарева поняла: пора налаживать массовое производство, а для этого нужна собственная швейная мастерская.

Весной 2011 г. она арендовала мастерскую у знакомых за 6000 руб. в месяц, потратила 100000 руб. на расходные материалы и швейное оборудование, наняла на временную подработку швей и еще несколько человек административного персонала. Ткани закупала итальянские - по 5-6 евро за 1 кв. м. Сейчас закупает также турецкие. По словам Лазаревой, проект довольно быстро вышел на самоокупаемость.

"Подобные проекты - без капитальных затрат и организации продаж в рознице - часто выходят на самоокупаемость уже через пару месяцев и начинают приносить прибыль", - подтверждает Александр Бречалов, вице-президент организации малого и среднего предпринимательства "Опора России".

В октябре 2011 г. Mamanonstop поставила на поток выпуск еще одного товара - ортопедических подушек для беременных с наполнителем из мелких шариков. "Это наш эксклюзив. Больше никто в России таких подушек не производит", - утверждает Лазарева.

Флакон проблем

Производить одежду в России очень дорого, жалуется предпринимательница. "Дешевле было бы шить в Китае или во Вьетнаме. Но у меня не столь масштабный бизнес, чтобы размещать заказы на зарубежных фабриках", - говорит она. Для пошива в Китае надо заказывать размерный ряд из 1000 моделей, а Mamanonstop выпускает размерный ряд из 7-8 моделей. Оборот компании в месяц составляет 300000-500000 руб. В штате работает всего пять человек. А для налаживания производства в Китае надо держать там партнера, который следил бы за производством. Да и с проблемами на таможне Лазарева связываться не хочет.

Для пошива одной коллекции Лазаревой требуется 12 рулонов ткани. "Трудно поддерживать цвет коллекции. Покупаешь рулон на складе, завтра приезжаешь за этим же цветом, а его уже нет", - рассказывает она.

Еще одна проблема - выход в розничные торговые центры. Прошлой зимой Mamanonstop приняла участие в рождественской ярмарке в "Афимолле". За аренду 1 кв. м пришлось заплатить 90000 руб., а продаж не было.

Лазарева до сих пор продает свою продукцию через социальные сети, отдавая товар на реализацию знакомым мамам, которые берут себе 20% комиссии. Кроме того, у компании есть интернет-магазин и сайт. Одежда бренда продается и на сторонних сайтах. Три месяца назад предпринимательница арендовала за 20000 руб. шоурум на дизайн-заводе "Флакон".

Компания начала постепенно выходить в регионы. Сообщества активных мам предлагают ее продукцию покупателям в Ульяновске, Ижевске и Краснодаре. Для дальнейшего продвижения в регионы Лазарева планирует сделать франшизу.

Гармонизировать подход

В феврале 2012 г. Mamanonstop победила в финале конкурса "Бизнес-успех - 2011" в категории "Лучший стартап". О Лазаревой стали писать в прессе. Но вместо радости она почувствовала разочарование. "Я посмотрела на фотографию к статье и ужаснулась: там были одинаковые, как клоны, мама и дочка в белой одежде. Я подумала: неужели я своей одеждой делаю всех одинаковыми?" - вспоминает предпринимательница. Одно время она хотела все бросить. Но потом пришла новая идея: дело ведь не в одинаковом стиле, а в пропаганде через одежду семейных ценностей. "Семейные ценности стали философией моего бизнеса", - говорит она.

В поддержку новой концепции Лазарева выпустила линию одежды "Сказки на ночь" - пижамы для всей семьи с принтами на тему русских сказок и большими карманами, куда можно положить книгу.

Сейчас Мamanonstop участвует в разных социально значимых проектах, например в театральном фестивале "Бутон". Налажено сотрудничество с магазином-автобусом по продаже детских книг "Бампер", книги которого соседствуют в шоуруме с пижамами, пропагандирующими семейное чтение. Кроме того, Лазарева пытается создать вокруг своего бренда сообщество молодых мам.

Для вывода компании на новый уровень нужен стратегический инвестор. "Раньше я была против партнеров, но теперь вижу, что это необходимо для дальнейшего развития, - говорит Лазарева и добавляет: - Я начинала дело для души, потом увлеклась бизнес-процессами, а теперь пытаюсь совместить душевный подход и деловой. Главное - сделать это гармонично".

Дружные конкуренты Компаний, которые шьют одежду для семьи в едином стиле очень мало, они даже не сформировали отдельную рыночную нишу. И поэтому маркетинговых исследований на эту тему ни разу не проводилось, объясняет Олег Клепиков, гендиректор исследовательской компании InFOLIO Research Group. Он отмечает, что тенденция эта не новая, она родилась в середине 60-ых гг. в США и Великобритании, однако так и не стала массовым трендом. «На нашем рынке она, вероятно, будет некоторое время развиваться за счет быстрого роста потребительского спроса, но, наверное, через некоторое время сойдет на «нет», как это произошло на Западе», - говорит он.

"В России этот стиль сейчас очень востребован. Я увидела спрос на подобную одежду, как только отшила первую партию юбок", - не соглашается с исследователями Екатерина Голубятникова, владелец компании Zaodno, которая тоже шьет одежду в едином стиле для всей семьи и является конкурентом Mamanonstop. По ее мнению, для России идея одинаковой семейной одежды не нова. "В нашем советском прошлом этот стиль был широко распространен - одинаковые свитера с орнаментом, пионерские галстуки, коляски, игрушки - все было одинаковое", - смеется Голубятникова.

Она признает в Лазаревой своего конкурента, но говорит, что ассортимент у них разный. Mamanonstop делает акцент на домашней и спортивной одежде, а Zaodno - на fashion-категории - пышные юбки, брошки, галстуки. В ассортименте совпадают только шапки, но ткани и цены разные. Поэтому и клиенты разные. В целом, замечает Голубятникова, на рынке сегодня не более пяти игроков, спрос большой и о жесткой конкуренции даже говорить не приходится.

Ниша по выпуску одежды для семьи в едином стиле может вырасти со временем в отдельный рынок, считает Бречалов из "Опоры России". "Рынок, конечно, невелик. Но достаточен, чтобы предприниматель стал долларовым миллионером, а на рынке появилось бы еще 20 участников", - говорит он. По мнению Бречалова, у Mamanonstop хорошая динамика развития: "Если Лазаревой удастся грамотно выстроить стратегию продаж, то через полгода 50% ее продукции будет продаваться уже в обычных магазинах, а не в интернете".

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO