18-09-2012
НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ РФ: Рецепт выживания для музеевПривычный всем музей выглядит так: просторные комнаты, блеклые экспонаты, тётушка, неизменно дежурящая у входа в зал. Немногочисленные посетители переговариваются вполголоса – во всеуслышание вещать в музее дозволено лишь экскурсоводу. Это сонное царство явно выпадает из ритма и стиля жизни обычного современного человека, который приучен к мобильнику и компьютеру и за внимание которого ежеминутно конкурируют столько желающих его привлечь, что только успевай отбиваться. Чем музеи могут быть интересны такой аудитории? Этому вопросу была посвящена конференция TEDхWinzavod «Музеи в цифровом настоящем», прошедшая в рамках фестиваля «Музейный гид». Цифровые технологии На конференции в основном обсуждались два инструмента, которые есть у музея, стремящегося вписаться в современную действительность, – информационные технологии и игры. Наталья Самойленко, исполнительный директор Благотворительного фонда В.Потанина, – апологет использования IT в музеях. Проработав в музейном деле много лет, она терпеть не может экскурсоводов, потому что те таскают за собой толпы посетителей, впихивая в них никому не интересные сведения. Техника – аудиогиды, интерактивные панели, мобильные приложения – позволяет музеям работать с каждым отдельным посетителем, который выбирает интересную ему информацию. Такой подход перекладывает значительную часть работы на самого посетителя: у него уже есть интерес и примерное представление, что ему хотелось бы посмотреть. Задача музея – подать ему информацию в таком виде, чтобы в ней было удобно ориентироваться, выбирая нужное. Музей – для общения и для друзей Дмитрий Якубов, руководитель закрытого в настоящий момент музея «Сфера», начал своё выступление с рассуждений о том, как он не любит цифровые технологии – вот видите, и презентация засбоила, куда надёжнее было бы делать доклад без компьютера. Конечно, от IT в наше время никуда не деться, но Дмитрий рассматривает посещение музея с точки зрения детей, которых сама по себе интерактивная панель интересует куда больше, чем те сведения, которые она призвана нести в массы. Поэтому Дмитрий предлагает музеям сделать упор на общение. Например, дать ребёнку видеокамеру и ноутбук с интернетом и поручить показать экскурсию другим детям, которые почему-то прийти в музей сами не могут. Или, например, если у ребёнка появился вопрос, а экскурсовод ответить не может, – предусмотреть технологию, которая отправит вопрос на сайт музея на всеобщее обсуждение – в конце концов ответ найдётся, а экскурсия опять же запомнится лучше.Клиповое сознание Олег Клепиков, директор исследовательского агентства inFOLIO Research Group, среди устаревших черт музеев называет превалирование текста при подаче информации, расчёт на линейное восприятие, простое коллекционирование предметов. Современный человек лучше воспринимает не текст, а иконки, обладает клиповым стилем мышления, многому обучается неосознанно, в процессе деятельности. В расчёте на такого посетителя музеи должны сделать упор на его максимальное вовлечение в экскурсию, используя IT и принципы создания компьютерных игр – не зря же люди разного возраста готовы проводить ради них часы за компьютером. В результате экскурсия по музею должна превратиться в увлекательный квест с продуманным сценарием, игровыми заданиями и вознаграждениями для участников. Как это применить на практике На фестиваль «Музейный гид» привезли свои экспозиции необычные музеи с разных концов страны. Среди них – Естественно-научный музей Южного федерального университета со своей главной программой «Человек изобретающий», живой пример успешного современного музея. Программа состоит из лекций-спектаклей, которые ведут научные сотрудники ЮФУ. В примерно получасовое представление «Изобретение света», на которое попали корреспонденты STRF.ru, уложился рассказ о самых разных, связанных со светом, вещах: капиллярный эффект в масляной лампе, история появления спичек, урановое стекло, фейерверк, плазменная лампа Николы Теслы, лампочка, работающая от огурца вместо батареек, и не только это. Без утомительных подробностей, зато с наглядной демонстрацией практически каждого объекта или явления, что интересно и детям, и взрослым. Музей был организован в ЮФУ четыре года назад Михаилом Клецким, доцентом химического факультета. С тех пор программа «Человек изобретающий» – главный продукт деятельности музея – оказалась востребована не только университетом и дружественными музеями и фестивалями, но и бизнесменами города Ростова. Как так получилось и почему он занялся музейным делом, рассказывает Михаил Клецкий. Из чего состоят экспозиции музея? – Университет, в частности химический факультет, активно поддерживает работу музея. Он никогда не отказывает нам в старом оборудовании. Оно же очень быстро меняется. Например, сейчас музейным объектом становится лампа накаливания. А научное оборудование устаревает ещё быстрее. Но дело не только в материалах, главное в работе музея заключается в том, чтобы вызвать у людей интерес к окружающему миру, к творчеству, к изобретательству. Сделать их неравнодушными. Успех зависит от людей, которые готовят программу. В команде такого проекта должны находиться люди изобретательные, которые очень хорошо чувствуют аудиторию. Я считаю, что работать с музейной аудиторией должны Педагоги – именно так, с большой буквы. Если человек не имеет педагогической жилки, ничего не выйдет. И ещё крайне важна театрализация. Я её использую и на занятиях со студентами. Я преподаю очень сложный и не самый любимый предмет – квантовую химию. Часто провожу занятия в музее, потому что можно обратиться к экспонатам и напомнить, что 2–5, а то и 100 лет назад, они были совсем другими, показать, как появлялась квантовая химия. Как получилось, что вы занялись этим проектом? – Квантовая химия требует знаний и математики, и физики, и химии. А ещё, что очень важно, – этики. Потому что те люди, которые создавали квантовую механику, были вовлечены в разные проекты. Если бы не квантовая механика, не было и атомной бомбы. Соответственно, разговаривая о квантовой химии, нужно затрагивать все эти темы. «Человек изобретающий» как раз позволяет их соединить. Месяц назад в издательстве «Бином» вышла книга. Все её авторы работают над проектом «Человек изобретающий». Валера Озерянский – доктор химических наук, Олег Буров – научный сотрудник РАН, и я. Она называется «Познаём наномир: простые эксперименты». Словосочетание «простые эксперименты» для меня очень важно. Изложить предмет сложно, завалить людей научной или околонаучной информацией, из которой мало что можно понять и унести, – очень просто. А я всю жизнь хотел рассказывать максимально понятно, популярно. Образец для подражания для меня – Ричард Фейман, ещё можно упомянуть Роджера Пенроуза и Стивена Хокинга, который уже почти в старости написал для детей книгу по астрофизике. Я считаю это гениальным поступком. Как у вас сочетаются ваша педагогическая и музейная работа? – С большим трудом. Сейчас у меня брошены студенты. В начале курса это, правда, не так страшно, но они ждут моего возвращения. Вы упомянули, что сняли фильм... – Да, он называется «Изобретение света». Он был выполнен в рамках проекта «Человек изобретающий», когда мы работали над ним на грант фонда Потанина. А до того мы сняли «Удивительный мир обычных вещей». Оба фильма доступны на RuTracker.org. Куда бы хотелось двигаться и развиваться дальше? – По завершении проекта, когда мы начали работать для взрослой аудитории (её мы раз в две недели собираем в Ростовском музее краеведения на так называемых ноктюрнах), я понял одну вещь. Взрослая аудитория хочет не только посмотреть эксперименты, например, с огурцами, но и услышать о людях науки, ведь биографии всех изобретателей незаурядны. О трагедиях и о радостях их жизни, о том, как они пришли к своим изобретениям. Так что, возможно, мы введём в программу подобные рассказы о человеке изобретающем. Совершенно неожиданно для меня было то, что в нас оказался заинтересован бизнес. В Ростове есть торговый центр «А`стор Плаза» – в нём продаётся модная одежда сумасшедше дорогих брендов. Мы много раз выступали там в разных бутиках. Мы даже представить не могли, что будем рассказывать, например, об истории изобретения кружев! Мы приготовили очень интересное зрелище – как делаются кружева, по-английски называемые chemical laces, когда кружево сначала вышивается на ткани, а затем ткань удаляется химическим способом. О такой публике мы и не думали, когда прописывали целевую аудиторию проекта для фонда Потанина. В другой раз – в очень дорогом магазине нишевой парфюмерии – мы читали историю афродизиаков. Для меня это было погружением в малознакомую область. Пришлось консультироваться с биологами. История афродизиаков – это нечто. Она касается не только запахов и ароматов, но и медицины, и социальных отношений. Теперь предприниматели ведут себя не так, как в «лихие 90-е». Они сейчас хотят не просто цивилизованно заниматься продажами, но и обставлять это так, чтобы привлечь к себе людей. Им нужна некая культурная жизнь. Я считаю, это хорошо. Мы будем всячески способствовать её созданию и развитию. Полную версию статьи Вы сможете найти здесь | ||
|