23-10-2012

РЫНОК ДЕТСКИХ ТОВАРОВ: Рынок детских игрушек безудержно расширяется

Рынок детских игрушек безудержно расширяется, и на нем хватит места как отечественным, так и зарубежным производителям, считают аналитики. По прогнозам компании inFOLIO Research Group, в 2012 году объемы продаж игрушек в России составят 3,7 млрд. долл. Также в этом году аналитики ожидают дальнейшее укрепление на рынке позиций отечественных производителей.

Современный российский рынок детских игрушек стал формироваться в конце 90-ых годов, когда с одной стороны в нашей стране появился платежеспособный спрос на продукцию всех ценовых категорий, с другой — началось некоторое оживление демографической ситуации. Докризисный пик продаж игрушек пришелся на 2007 год, когда была достигнута отметка в 2 млрд. долл.

По данным компании inFOLIO Research Group, кризис сказался на сегменте игрушек не так болезненно, как на других отраслях. Объем рынка в денежном выражении сократился на 2% (в основном, за счет роста цен на зарубежную продукцию), при этом отечественное производство — на 17% (в том числе и вследствие непростого финансового положения ряда российских предприятий). Как и предполагалось, значительно усилились позиции китайских экспортеров, которые смогли добиться роста продаж на 4%.

Однако уже во втором полугодии 2009 года ситуация стала резко выправляться и рынок продемонстрировал 12%-ый рост по сравнению с первым (к сожалению, во многом за счет импорта). В 2010 году вернулась докризисная динамика — объемы продаж выросли на 26%. В 2011 году рынок преодолел планку в 3,2 млрд. долл., продемонстрировав рост в 23%. В первом полугодии рост составил 29,3%. Позитивная годовая динамика была обеспечена в том числе и за счет успехов российских производителей, добившихся роста продаж в 11,7%. По итогам 2012 г. ожидается выход на показатель 3,7 млрд. долл.

Структура рынка

Несмотря на мощный и устойчивый рост, структура рынка детских игрушек за последние пять лет изменилась незначительно. В 2011 году российские производители контролировали 12% рынка, европейские — 22%. Две трети всех продаж приходилось на Китай, который в последние годы значительно усилил работу над качеством своей продукции, закрепив, таким образом, свое положение, прежде всего, на региональных рынках. Ожидается, что в 2012 г. российские производители смогут отбить у азиатских конкурентов 1% рынка, а европейские – до 2%.

Рис. 1. Страны-поставщики игрушек на российский рынок в 2011 г

Главной особенностью товарной структуры рынка игрушек по-прежнему остается доминирующее положение категории «мягкая игрушка», которая может рассматриваться и как детский товар, и как сувенир. Во многом благодаря своей универсальности на мягкие игрушки приходится 24% продаж. Еще 22% занимает игрушечная техника. Следует отметить, что обе товарные категории в течение последних пяти лет сократили свои доли рынка на 3%.

Игрушками второго «эшелона» можно назвать развивающие игры и конструкторы, которые вместе тянут на 15% рынка, а также куклы с сопутствующими товарами, занимающими 13%.

Рис. 2. Категориальная структура российского рынка игрушек в 2011 г.

Особой категорией игрушек, безусловно, являются компьютерные и видеоигры, которые, по мнению ряда экспертов, можно рассматривать как отдельный рынок. По данным компании inFOLIO Research Group, на электронные игры приходится как минимум 18% всех продаж.

Наконец, 6% рынка удерживают производители игрушек для самых маленьких. Еще около одного процента составляет сегмент сборных моделей, до 70% которого контролируется российским заводом «Звезда».

Форматы розничной торговли

Преобладающими каналами продаж для производителей детских игрушек являются несетевые специализированные магазины, а также рынки. На долю первых в 2011 г приходилось до 38% продаж, вторых – 31%. Конкуренцию и тем, и другим составили торговые центры, универсальные магазины и гипермаркеты (19%). Интернет-торговля взяла на себя только 2,8% общероссийского рынка (доходя до 12% в Москве).

Рис. 3. Форматы розничной торговли детскими игрушками

Наиболее перспективными форматами торговли детскими игрушками можно признать специализированные магазины и торговые центры, а в дальнейшем — интернет-площадки. Следует отметить слабеющие позиции рынков, прежде всего, смешанных и вещевых. За последние годы их доля в торговле игрушками сократилась на треть.

Прогнозы

Аналитики inFOLIO Research Group уверены, что кризис 2008 – 2009 гг. продемонстрировал тот запас прочности, которым обладает рынок детских игрушек. Поэтому даже при самом негативном сценарии развития событий можно смело утверждать, что производство детских игрушек остается привлекательным направлением для развития среднего бизнеса.

До конца 2012 года положительная динамика на рынке всех детских товаров сохранится. Этому будет способствовать дальнейшее оживление демографической ситуации, а также повышение материального благосостояния широких слоев населения. Главным источником роста станет развитие тенденции постепенного отказа от небрендированной продукции low- и middle-сегментов, а также от игрушек из нижней части low-сегмента в пользу более дорогой. Тем не менее, в ближайшие пять лет на региональных рынках сохранится доминирование именно нижней части low, представленного в основном китайскими производителями.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO