25-02-2013

ВЕДОМОСТИ: Как российские власти помогли основателю проекта «Дневник.ру» Гавриилу Леви

Когда в начале нулевых студент второго курса факультета международных отношений СПбГУ Гавриил Леви приехал учиться в Колумбийский университет в США, сильное впечатление на него произвела организация учебного процесса с использованием цифровых технологий и электронного документооборота. Оценки, лекции, презентации — удобство такой системы, экономия времени студентов и преподавателей были очевидны. Примерно в тот же период Колумбийский университет подключился и к недавно созданной Facebook — тогда еще закрытой внутриуниверситетской сети, доступ к которой был только у студентов и преподавателей.

В 2007 г. Леви вернулся в Петербург создавать российский офис R&D и продаж американской компании Capital Market Services LLC. И тут оказалось, что проблема недостатка информации об образовательном процессе в российских школах коснулась его семьи. Младший брат учился в школе, и дома постоянно возникали вопросы, какие домашние задания заданы, какие оценки выставлены. «Я подумал, что пришло время создать продукт, который решал бы проблему», — улыбается Леви.

Всеобщее подключение

Год ушел на создание первой версии. Не сразу удалось убедить в необходимости создания такой системы и директора школы, в которой учился младший брат: директриса была уверена, что учителя не захотят тратить время на подобную ерунду. Первый «Дневник.ру» запустили в 2009 г. в петербургской гимназии № 56. «Сложнее всего было подключить первую тысячу школ, — признается Леви. — Приходилось практически с каждым директором и учителем школы встречаться лично, объяснять, почему это важно, почему принесет пользу и сэкономит время. В дальнейшем сработал эффект снежного кома».

В конце декабря 2009 г. вышло распоряжение правительства о том, что с 2014 г. все школы должны будут в обязательном порядке предоставлять информацию о посещаемости и успеваемости в электронном виде через портал госуслуги. Стало понятно, что даже самым упертым консерваторам не избежать перехода на систему электронного документооборота. Для компании Леви это оказалось подарком.

Теперь на контакт охотно шли уже и региональные, и муниципальные департаменты образования на местах. «Из всех сервисов, которые нам предлагали, “Дневник.ру” оказался наиболее технически проработанным плюс, что сыграло немаловажную роль, абсолютно бесплатным», — рассказал Виталий Гутман, министр образования и науки Астраханской области. Выбор пал на «Дневник.ру» еще и потому, что его разработчики взялись обучать педагогов, говорит Гутман. Сервисом в Астраханской области пользуются уже почти три года. «С помощью департаментов процесс идет быстрее, — соглашается Леви. — Но главное, что именно они обеспечивают школу необходимой техникой. Не все школы в состоянии обеспечить преподавателей компьютерами».

Быстрее с инвестором

Первые два года «Дневник.ру» развивался полностью за счет средств основателя. «Компактная история», как сам Леви называет стартовый период — тогда в компании работало не более 12 человек, — обошлась предпринимателю, по его оценке, в $600 000-700 000. К концу 2010 г. он задал себе вопрос, какой хочет видеть компанию: небольшой или игроком глобального рынка, который в перспективе способен подключить к своей системе сотни тысяч школ? Маленьким Леви быть не захотел и за ресурсами для дальнейшего роста обратился к инвесторам.

Первый раунд инвестиций в 2011 г. от фонда Prostor Capital составил $1,7 млн. Компания открыла шесть региональных офисов, а к концу 2012 г. подключила к системе 25 000 школ (в феврале 2013 г. их уже 27 000).

Второй раунд инвестиций от международного фонда Runa Capital осенью 2012 г. составил $4,8 млн. Их компания Леви собирается потратить на улучшение продукта и подготовку к международной экспансии.

Как распределяются доли в акционерном капитале, Леви не раскрывает, но подчеркивает, что после двух раундов он сохранил за собой контрольный пакет.

Максимальный срок возврата инвестиций для фонда — 10 лет, но, как правило, фонды выходят из компании через 3-5 лет, рассказал «Ведомостям» Сергей Белоусов, старший партнер Runa Capital: «Но у Runa нет цели как можно скорее продать “Дневник.ру”. Главная цель — сделать “Дневник.ру” глобальным лидером рынка в своем сегменте».

Поляна поделена

Цифровые решения для школ первой в России стала предлагать самарская компания «ИРТех», еще в 2002 г. начав «коробочные» продажи системы NetSchool, в ней в том числе были возможности электронного дневника и электронного журнала. Программа была рассчитана на одну школу. Сетевой проект «Сетевой город. Образование» у «ИРТеха» появился в 2005 г. Система устанавливается на сервер муниципалитета, и к ней подключаются все школы города. «Таких городов уже более 100, — рассказывает Андрей Шабашев, замдиректора “ИРТеха”, отвечающий за это направление бизнеса. — Среди наиболее крупных — Челябинск, Самара, Якутск, Салехард, Петропавловск-Камчатский».

Компания продает софт заказчику, может оказывать поддержку, но не зарабатывает на рекламе и прочих возможностях. Бессрочная лицензия на подключение одной школы стоит у «ИРТеха» 20 000 руб. В системе более 7000 школ.

«Разработчиков различных систем для школ немало, — говорит Леви. — Но компаний, работающих, как и мы, на федеральном уровне — единицы». Прежде всего это самарский разработчик NetSchool и «Барс групп» из Казани, у каждой из этих компаний тысячи подключенных школ. Остальные разработчики, по словам Леви, создают софт по заказу местных властей на небольших локальных рынках.

Собственные отличия от конкурентов Леви видит в реализуемой бизнес-модели. Их у «Дневник.ру» две. Помимо используемой и другими игроками продажи лицензионного софта white lable, который школы и регионы могут самостоятельно доработать, 90% всех подключений приходится на фримиум-модель. Ее компания Леви предоставляет школам бесплатно, монетизируя трафик за счет дополнительных сервисов, магазина приложений и рекламных контрактов с партнерами.

«Сейчас компания как раз тестирует систему sms-оповещений и sms-рассылок. Этот будет стоить родителям 100 руб. в месяц, — поясняет Леви. — Родители смогут получать уведомления об оценках, домашние задания, расписания и прочее».

В школах, не использующих дополнительные модули контроля доступа и электронной столовой, конверсия от sms, по словам Леви, 10-20%. В школах с дополнительными модулями, где оповещение можно получить на каждый вход или выход ребенка из школы и списание денег со счета в столовой, конверсия существенно выше и доходит до 80%. Там, где стоят и системы контроля доступа, и электронная столовая, конверсия выше существенно и составляет примерно 70-80% со школы.

Поменять провайдера

«Какое-то время мы пользовались сервисом «Дневник.ру», а потом перешли на «Параграф 3», — говорит Татьяна Мурысина, замдиректора Музыкального лицея комитета по культуре в Петербурге. — Модули этой системы (тоже бесплатной) позволяют формировать итоговую базу всех выпускников города, которые потом получают допуск к сдаче ЕГЭ. В «Дневник.ру» такой возможности нет, хотя некоторые школы, насколько мне известно, пользуются сразу двумя сервисами — «Дневником» и «Параграфом».

Шабашев считает, что конкуренция на рынке довольно острая, но, например, их продукт выигрывает у других не за счет «ярких картинок», а за счет возможности обрабатывать и получать сводные отчеты по большому числу параметров. В NetSchool предусмотрено 10 типов пользователей, включая директора, завуча, психолога, специалиста по кадрам и медицинского работника. «Дневник.ру», в свою очередь, предлагает только три типа — ученик, учитель и родитель, а также статусы администратора и модератора.

Прибыль от своего проекта «ИРТех» начал получать в 2008 г., а за последний год она утроилась. «Дневник.ру» прибыли пока не получает, а первая выручка была в 2011 г. Размер выручки и оборот компания не раскрывает. Леви говорит, что в 2012 г. оборот стартапа составил несколько миллионов долларов. А исчисляться в десятках миллионов, по его прогнозам, будет уже с 2015 г.

«Оценить российский рынок школьного электронного документооборота в 2012-2013 гг. крайне сложно, так как нет точной информации по количеству школ, которые ввели у себя подобную практику, на каких условиях проводилось подключение. Как и нет понимания того, какое количество школ не успеют внедрить подобные системы до конца года», — пытается анализировать рынок Олег Клепиков, генеральный директор компании inFOLIO Research Group.

Сейчас ежемесячно к «Дневник.ру» подключается примерно 1000 новых школ. На 21 февраля, судя по данным сайта «Дневник.ру», в системе зарегистрировано 27 133 школы, 512 346 учителей, почти 4 млн учеников и более 2 млн родителей. Леви полагает, что к 2014 г. в их сети будет около 35 000 школ. На этом рост сети в России фактически завершится.

Заглянут за рубеж

Расширять горизонт Леви планирует за счет международной экспансии. Уже сейчас компания через партнеров вышла на рынок Украины, подключив несколько тысяч школ. По словам Леви, есть интерес и в других странах. Схема работы в этом случае проста: компания Леви предоставляет технологию, партнер занимается дистрибуцией и инвестициями в развитие. Бизнесмена привлекает почти пустой азиатский рынок, страны СНГ и Восточной Европы. Стоимость франшизы Леви не называет, объясняя, что в каждом случае расчеты индивидуальны и зависят от количества пользователей и набора услуг. Минимальная цена — $3 за одного пользователя в год.

Резкого повышения монетизации сервиса Леви ожидает с 2014 г., когда полный переход на электронный документооборот для школ станет неотвратим. А взрыв трафика он прогнозирует, анализируя показатели тех 30 школ, которые уже полностью перешли на систему электронного документооборота. В таких школах примерно 55% пользователей заходят в систему ежедневно, а 99% как минимум один раз в месяц. В среднем по системе этот показатель ниже в 10 раз. Ежедневно в систему заходит примерно 7,5% пользователей, или 500 000 человек.

«Дневник.ру» создал лучшее образовательное решение и сумел, подключив десятки тысяч школ, за короткие сроки стать первым в России, — считает Белоусов. — К тому же Леви собрал сильную управленческую команду«. Белоусов убежден, что проект Леви сможет привлечь 100 млн пользователей по всему миру, и готов максимально задействовать ресурсы экосистемы фонда и опыт партнеров, чтобы помочь «Дневник.ру» добиться успеха.

Поделить пока не поздно

22,3 млрд руб. – таков ориентировочный потенциал российского рынка систем школьного электронного документооборота (с учетом текущих цен), подсчитали в компании inFOLIOResearchGroup. Эксперты полагают, что компании, предоставляющие подобного рода услуги, будут развивать бесплатные сервисы для обоснования повышения цен, а также платные в целях наращивания доходов. Поэтому реальный объем рынка в 2014 г. может быть и больше на 15–20%. «Дальнейший рост рынка в денежном выражении будет ограничен неблагоприятной демографической ситуацией», – полагает Олег Клепиков, генеральный директор inFOLIO Research Group.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO