19-02-2013

КРАСНОЕ ЗНАМЯ СЕВЕРА: Знание – деньги. Чем опасна мода на репетиторство.

Интеллектуальная гонка захватила умы молодого поколения. Быть лидером в этом соревновании становится престижнее год от года, и миллионы детей с охотой приносят в жертву лучшие годы, тратя уйму времени и сил на постижение азов науки. Помимо школ, и без того перегруженных учебными программами и сомнительными предметами, ребята посещают факультативы, кружки, ходят на занятия по танцам, пению, боевым искусствам. В довершение дня занимаются с частными учителями, которые за вознаграждение готовы поведать о том, что якобы скрыли школьные учителя.

Истоки от гувернеров

В царской России при отсутствии государственных общеобразовательных школ единственной возможностью получить знания стали занятия с частным преподавателем. Сначала в качестве таковых выступали иностранные гувернеры (в 18-ом веке), выполнявшие роль как учителей, так и воспитателей-наставников. Отсутствие спецподготовки не мешало выходцам из Франции, Германии и Англии обучать языкам и наукам подопечных.

Спустя век сформировалась профессия собственно учителя-репетитора, которого приглашали в дом для поурочных занятий. Подключились сами россияне: университетские профессора, учителя гимназий, студенты и даже гимназисты. Преподавали, главным образом, математику, латынь, иностранные языки (французский и немецкий) и русскую словесность, реже – историю и географию.

После революции с вводом повсеместного обязательного образования репетиторство на время утратило актуальность. Считалось, что школа и так дает необходимые знания, а спрос на высшее образование был ограниченным. Но уже в 1960 – 1970 годы те, кто хотел поступить в престижный институт, но не рассчитывал на глубину своих школьных познаний, искал возможность позаниматься с преподавателем из выбранного вуза. Так полуподпольно репетиторство вышло из тени, а после развала СССР заявило о себе в полую силу.

Учителя-звезды

Рынок репетиторских услуг в России растет с каждым годом. По данным inFOLIO Research Group, в денежном выражении в 2011-ом он достиг 26 миллиардов рублей. Во многих странах показатель еще выше.

По экспертным оценкам, в Германии услуги репетиторов обходятся семьям в полтора миллиарда евро в год, в Турции – в 2,9 миллиарда, во Франции – в 2,2 миллиарда. В некоторых государствах суммы превосходят объемы госвложений в образование! Чемпион – Южная Корея, где в год родители выкладывают свыше 24 миллиардов долларов.

В начальной школе дополнительные занятия посещает 73 процента учеников этой страны. Гонконг поощряет новую моду на «учителей-звезд». Благодаря рекламе и имиджу они собирают огромные залы юных поклонников. Кричащей выглядит ситуация в Азербайджане и Турции, где дети платят деньги учителям в основной школе, чтобы не отмечали их отсутствие на уроке, когда те ходят… на занятия к репетиторам!

Комплекс Эйнштейна

В Сыктывкаре цена на услуги репетитора варьируется от 200 до 500 рублей за академический час (45 минут). Это как обычное репетиторство, так и подготовка к сдаче экзаменов: ГИА и ЕГЭ. Эти занятия, как правило, самые дорогие в силу высоких требований, предъявляемых к их качеству, и важности ожидаемых результатов.

Цена зависит и от квалификации педагога. Дешевле обходятся студенты и специалисты, недавно закончившие вуз. У опытных, в особенности преподавателей вузов, самые высокие запросы.

Из предметов самый дорогой по причине все возрастающего спроса – английский язык, на втором месте негласного рейтинга математика, замыкает тройку лидеров русский язык. Притом, что все эти предметы изучают в школе. Если заниматься по одному из предложенных предметов, скажем, пару раз в неделю за 400 рублей в час, в месяц набежит больше 3 тысяч рублей. А если предмет не один? Почему-то родителей не смущают такие расходы.

Многочисленные сайты, посвященные платным образовательным услугам, преподносят преимущества домашнего обучения. Оно лишено главной проблемы классно-урочной системы преподавания, поскольку дает возможность реализовать индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу приходится подстраиваться под ребенка и учитывать его интересы и психологические особенности, выстраивать обучение в соответствии с качеством освоения материала.

Немаловажную роль играет и обстановка доверительного сотрудничества с учителем, который поддерживает и помогает. Тем самым, устраняется страх перед преподавателем, страх совершить ошибку. А радость от собственных успехов и отсутствие отрицательной конкуренции повышает мотивацию у ранее слабого ученика.

Эти положительные аспекты выводят домашнее обучение в авангард родительских предпочтений. Так же подбирая репетитора, они останавливают выбор на том, кто подходит не только по финансовым и прочим соображениям, но и по личностным качествам. Ведь зачастую психологическая несовместимость учителя и ученика мешают достигать результатов. Конфликты – обычное явление в школах.

Часто их провоцируют родители. Неуверенные в качестве школьного образования, скидывая вину за плохие оценки на педагога, они стараются отдать свое чадо в руки частника. Ослепляясь успехом умных и умело раскрученных брендовых личностей, каждый мечтает видеть себя новым Эйнштейном или Биллом Гейтсом.

Вдохновленные их примером, мы судорожно ищем свою стезю в жизни. Современный мир пал жертвой безудержного стремления постичь все и вся. Теперь образование – это бренд, выгодная рекламная фишка, которая открывает почти любые двери. Отсюда и завышенные требования к качеству обучения. Всегда кажется, что нам чего-то недодают, не выкладываются на полную. Поэтому многие готовы платить любые деньги, лишь бы восполнить это недостающее звено.

Доброе, вечное…

В нашей стране и в Коми, в том числе, ситуация с каждым годом все хуже. Скудные зарплаты педагогов, несмотря на их регулярные индексации, подталкивают к подработкам. Все чаще они предлагают ученикам дополнительные занятия за деньги, ссылаясь на невозможность уделить достаточно времени каждому в урочное время.

Даже те учителя, которые сами не занимаются репетиторством, рекомендуют дополнительные занятия отстающим ученикам. Выходит расписываясь в собственном бессилии и, не прилагая усилий, повышая уровень успеваемости класса. Неужто школа создана не для того, чтобы давать знания, а для заполнения времени детей и выставления им оценок? Я как педагог по образованию, окончивший КГПИ, убежден: если на уроке дети не усваивают материал, надо пересмотреть программу, а не отправлять их учиться за деньги.

Благими намерениями вымощена дорога в ад. То, что вначале казалось спасительной соломинкой, может обернуться катастрофой. Британский ученый Марк Брэй, один из тех, кто занимается проблемой репетиторства, называет его «теневым образованием». Если мода на репетиторство будет распространяться и дальше, школа окончательно утратит главный стержень. Кроме того, неконтролируемые учебные нагрузки, которые неизбежны в теневом образовании, негативно влияют на здоровье подрастающего поколения.

стремлении дать детям все возможное, родители лишают их главного – детства. А если репетиторство станет обязательным условием социального роста (нынче все к тому и идет!), поступить в престижный вуз без дополнительных занятий окажется практически невозможно. Следствие: интеллектуальный разрыв между богатыми и бедными. Итог: бесплатное общее образование превратится в бессмыслицу.

Остается надеяться на то, что добросовестных учителей, как принято говорить, от Бога, в наших школах больше, и именно они продолжат сеять в умы детей разумное, доброе, вечное…

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO