12-04-2013

МОЛОЧНАЯ СФЕРА: Функциональные продукты на молочном рынке

Функциональные продукты питания и напитки на сегодняшний день являются самым быстрорастущим сегментом пищевой отрасли в мире. Лидерами в последние годы стали функциональные молочные продукты, заняв 70% всего объема продаж.

Health & Wellness как двигатель рынка

Глобальный рынок продуктов для здоровья, в том числе функциональных, гипоаллергенных, органических и т. п., в 2017 году достигнет 1 трлн долл. (770 млн евро), сообщается в исследовании Euromonitor International. Это отражение мирового потребительского тренда – укрепления здоровья и предупреждения болезней с помощью корректировки рациона питания.

По словам Евы Хадсон, руководителя отдела исследований продуктов здоровья и хорошего самочувствия, сегодня около 30% мировых продовольственных компаний инвестируют в здоровые продукты. Темпы роста индустрии здорового питания превосходят темпы развития пищевой промышленности.

По прогнозу Euromonitor, сегмент напитков здоровья и хорошего самочувствия (H & W) на мировом рынке до 2016 года будет расти на 7,5% в год, тогда как сегмент обычных напитков будет увеличиваться на 6,75% в год. При этом сегмент здоровых напитков достигнет почти 400 млрд долл. (308 млрд евро) по сравнению с примерно 500 млрд долл. (385 млрд евро) для обычных напитков. Аналогичная тенденция характерна и для рынка упакованных пищевых продуктов.

Согласно исследованию Leatherhead Food International, Японии традиционно принадлежит 39,2% мирового рынка функциональных продуктов, доля США составляет 31,1%, а пяти европейских стран (Великобритания, Испания, Италия, Франция и Германия) – 28,1%. Великобритания стала наибольшим европейским рынком функциональных продуктов, догнав Францию. По прогнозу Leatherhead Food International, рынок европейской пятерки к 2015 году вырастет на 27,6%: с 5,058 млрд долл. в 2009 году до 6,454 млрд долл. в 2015 году.

Молочные и хлебопекарные изделия доминируют на мировом рынке функциональных продуктов, суммарно составляя 72,9%. В 2009 году глобальный рынок функциональных молочных продуктов насчитывал 8,702 млрд долл, напитков – 2,825 млрд долл. (без учета напитков настроения и энергии).

Это неудивительно, ведь молочные продукты обладают повышенной питательной ценностью и профилактическими свойствами по нормализации деятельности желудочно-кишечного тракта за счет наличия в составе витаминов А, B1, B2, B6, B11, D, Е, микроэлементов, биологически активных волокон, йодированного белка, биологически активных добавок (веторон), фтора, мезофильных молочнокислых организмов, закваски на чистых культурах пропионово-кислых бактерий, кальция, бифидо-, лакто- и ацидофильных бактерий.

Эксперты из Leatherhead отмечают, что на европейском рынке доминируют функциональные йогурты и молочные напитки. Особой популярностью пользуются Danone Activia, питьевые и обычные йогурты Actimel, спреды, продукты Benecol, Danone Danacol и соевое молоко So Good.

Лидерами российского рынка в этом сегменте аналитики inFOLIO Research Group считают Danone (ТМ «Данон», «Даниссимо», «Активиа», Actimel, Vitalinea), «Вимм-Биль-Данн» (ТМ «Биомакс», «Биойогурт») , Ehrmann (ТМ «Биогурт», «Эрмигурт»), а также ООО «СВЕТА» (ТМ «Бифирут») и Черкизовский молочный комбинат (ТМ «Бифилайф»).

Ведущими импортерами функциональных продуктов питания в Россию по итогам 2011 года являются ООО «Валио» – 50%, ООО «Данон Индустрия» – 9%, ООО «Мистраль Трейдинг» – 8%, ООО «ЕвроДис Восток» – 5% и ЗАО «Внешнеторговая фирма Фудлайн» – 5%.

Мода на многофункциональность

Многие россияне стали понимать, что изменив рацион питания, можно улучшить свое здоровье и снизить риск развития заболеваний. Потребители готовы платить больше за продукты, которые помогают решать проблемы со здоровьем или обеспечивают хорошую альтернативу нездоровой пище. В последние годы эта тенденция подкрепляется растущим спросом на некоторые виды оздоровительных продуктов питания и напитков, и прогнозируется, что до 2014 года развитие сегмента будет продолжаться.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных направлений на рынке здорового питания:

Натуральность: отказ от искусственных добавок, ароматизаторов, красителей, консервантов, ГМО. Снижение содержания калорий, сахара, соли, транс-жиров, холестерина, глютена и т. п.

Дополнительная ценность продукта: обогащение витаминами, минералами и другими ценными питательными веществами.

Мультифункциональность (вкус + качество + польза).

На рынке появились новые категории молочных продуктов:

– продукты из обезжиренного молока и сыворотки для диетического питания с улучшенными вкусовыми свойствами, обогащенные натуральными добавками (кефир ароматизированный, напитки из сыворотки и пахты, кремы творожные нежирные и др.);

– модифицированные продукты с заменой отдельных компонентов молока на растительные (сырные, сливочные пасты, молочные консервы и т. д.);

– продукты, обладающие защитными факторами (кисломолочные напитки, продукты, обогащенные витаминами, в частности b-каротином, поливитаминными премиксами и биологически активными добавками);

– продукты для вегетарианцев (соевое молоко, напитки);

– продукты с новыми потребительскими свойствами (сырные пасты на основе творога, десерты на основе сметаны и сливок, соусы на сметане и сыворотке, молочные продукты повышенной стойкости с улучшенными вкусовыми характеристиками);

– продукты и напитки для диабетического питания (сладкие за счет использования бескалорийных подсластителей).

В России самый богатый выбор представлен в категории функциональных продуктов, нормализующих пищеварение и укрепляющих иммунитет. На полках магазинов можно найти сыры с пониженным содержанием жира, маложирные продукты, снижающие риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, низколактозные и безлактозные продукты, предназначенные для 25% населения России, которым молочный сахар противопоказан.

Формат продуктов нового поколения

В настоящее время среди существующих групп функциональных продуктов наиболее стремительный рост демонстрируют напитки.

Так, недавно Благовещенский молочный комбинат начал производить питьевой йогурт без сахара и фруктовых наполнителей с жирностью 2,5%, для производства которого используется закваска живых йогуртовых культур.

«Этот продукт мы создали, чтобы порадовать тех, кто находится на диетпитании и по каким-либо причинам не может пить сладкие кисломолочные напитки, – прокомментировала коммерческий директор комбината Мария Потапова. – А таких людей очень много. Это, прежде всего, будущие и кормящие мамы, дети раннего возраста, люди, страдающие избыточным весом. Йогурт можно не только пить, но и заправлять им салаты, используя вместо майонеза, что практикуется во всем мире».

Среди новинок кисломолочной продукции – два новых вкуса напитка «Бифилайф»: «Лесная ягода» и «Персик-банан». Кроме того, на предприятии обещают, что до конца года амурчане смогут попробовать большой ассортимент продукции, которую будут разливать на итальянской линии: биойогурты, биокефир, «Айран» и «Тан».

Известно, что кисломолочные продукты играют важную роль в диетическом и лечебном питании, так как содержат питательные и биологически активные вещества. Здесь мы можем наблюдать очевидный рост: если в 2010 году было произведено 61 282 тонны кисломолочных обогащенных продуктов, то уже в следующем – 64 650 тонн.

В линейке молочных продуктов Bio Баланс компании Danone-Unimilk появилось молоко, обогащенное комплексом BalancePro с витамином D, который способствует усвоению кальция.

Компания «Нестле Россия» представила на российском рынке молочное питание для беременных и кормящих матерей «Мама и Я». Разработке продукта предшествовали многолетние международные исследования влияния белков, жиров, углеводов, различных витаминов и минеральных веществ на развитие плода, пишет Sostav.ru. Продукт можно найти в аптеках и на полках магазинов в отделе детского питания.

В этом году «Вимм-Билль-Данн» предложил новинку для детей с восьми месяцев – вязкий йогурт «Агуша» чернослив. Польза чернослива не вызывает сомнений: в нем много углеводов (глюкозы, фруктозы, сахарозы), микроэлементов (калия, магния и железа) и витаминов (А, С, Е, витамины группы В). Кроме того, всем известно благоприятное действие чернослива на пищеварение: пищевые волокна в его составе налаживают работу желудка и кишечника. Йогурт с натуральным черносливом помогает пищеварению малыша, так как содержит бифидобактерии и пребиотики.

На прилавках ставропольских магазинов вскоре появится молоко с лактулозой от Молочного комбината «Ставропольский». Оно призвано помочь организму справиться с дисбактериозом – неминуемым следствием приема антибиотиков.

Лактулоза – изомер лактозы, молочного сахара. Она не расщепляется в верхних отделах желудочно-кишечного тракта и, в отличие от лактозы, не всасывается кишечником, зато ее могут усваивать собственные бифидо- и лактобактерии человека. Кроме того, она заменяет слабощелочную среду, способствующую размножению патогенных микроорганизмов, на слабокислую, благоприятную для полезных.

«В 200 граммах молока содержится профилактическая суточная доза лактулозы – 3 грамма. За воемь-десять дней с помощью лактулозы можно полностью восстановить микрофлору кишечника и избежать негативных последствий ее нарушения», – объясняет генеральный директор комбината Сергей Анисимов.

Тюменская компания «Золотые Луга» пополнила ряд молочных продуктов с низким содержанием жирности молоком с м. д. ж. 0,5%. Компания также выпускает 1%-ный кефир, обезжиренный творог, сметану с м. д. ж. 10%. Все продукты производятся без добавления каких-либо заменителей молочного белка и жира.

Как утверждают американские ученые из Гарвардского университета, употребление обезжиренного молока и йогурта делает бедренные кости более крепкими и здоровыми. Их исследование показало, что молочные продукты низкой жирности позволяют качественно восполнить дефицит белка, кальция и витамина D, что особенно актуально для людей пожилого возраста. «Молочные продукты обеспечивают ряд важных питательных веществ, которые полезны для здоровья костей», – отметил автор работы Сахни. Он подчеркнул, что это касается не всех молочных продуктов. Например, сливки или мороженое содержат небольшое количество питательных веществ и при этом перенасыщены вредными жирами и сахаром. По его словам, прием 2,5–3 порции молока и йогурта в день улучшают плотность костей. Во время новых исследований ученые планируют изучить влияние сыра на состояние костей, а также попытаются выяснить, оказывают ли отдельные молочные продукты влияние на уменьшение количества переломов.

Кстати, всего одна чашка простого обезжиренного йогурта обеспечивает 415 мг кальция – почти половину суточной потребности для женщин.

Компания «Савушкин продукт» (Беларусь) в этом году представила обогащенный бифидобактериями йогурт «Оптималь». Институтом физиологии НАН РБ подтверждено, что йогурты «Оптималь» способствуют нормализации обмена веществ и микрофлоры кишечника. Для тех, кто следит за своей фигурой, компания представляет обезжиренный йогурт «Оптималь. Ничего лишнего!», который может использоваться в диетическом питании, способствует поддержанию оптимального веса. Кроме того, как сообщает Unipack.ru, «Савушкин продукт» выпускает творог с морской солью «Нежный», Содержащиеся в ней калий и натрий помогают питательным веществам проникать в клетки: кальций улучшает свертываемость крови и работу нервной системы, магний нормализует обменные процессы и препятствует развитию аллергии, бром оказывает успокаивающее действие и улучшает состояние кожи, а йод способствует работе щитовидной железы.

Также в конце прошлого года компания представила новинку для самых маленьких любителей молочных продуктов – творожно-йогуртный крем «Монтик». Десерт сочетает в себе пользу творожка и йогурта и дополнительно обогащен кальцием и витамином D, которые необходимы для нормального роста и развития костей ребенка.

«Доказано» и «Рекомендовано»

Российский рынок функциональных продуктов питания развит довольно слабо, а рынок ингредиентов для обогащения продуктов – еще меньше. Несмотря на ряд мероприятий, проведенных в этом направлении, например подготовку «Концепции государственной политики в области здорового питания населения России», представители власти не оказывают ощутимой поддержки данной отрасли, тогда как в развитых странах именно государственное регулировании дало толчок ее развитию.

Как отмечают исследователи из Leatherhead, будущее функциональных продуктов питания зависит от нескольких ключевых моментов. Сейчас в Европе рассматривается вопрос о принятии определенных норм, позволяющих заявлять о пользе продуктов. Особо важным элементом станет достоверность. На упаковках можно будет делать только те заявления, которые имеют под собой надежные научные основания, что отразится и на законодательстве других стран.

К тому же потребители во всем мире становятся скептиками и доверяют не всем утверждениям, которые выносятся на упаковку. Они начинают обращать все большее внимание на доказательство пользы продукта, поэтому его преимущества должны быть не только привлекательными, но и аргументированными. Вместе с расширением количества функциональных продуктов ключевыми стали слова «доказано» и «рекомендовано». Именно поэтому производителям важно использовать ингредиенты, чья функциональность подтверждена ведущими мировыми клиническими лабораториями.

Полезные свойства могут стать основой для стратегии продвижения продукта на рынке и его выделения на фоне конкурирующих брендов. Рынок функциональных молочных продуктов и напитков – динамично развивающийся сегмент, где ключом к успеху являются инновации. И если современный рынок «молочки» ставит задачи перед производителями, то рынок ингредиентов всегда предлагает актуальные решения. Создавая новинки, соответствующие основным мировым тенденциям, производитель получает реальный шанс стать лидером в определенной нише.

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO