19-04-2013

КОММЕРСАНТ: Банкротства просит «Добавкин»

Как стало известно „Ъ“, ООО «Курская масложировая компания» (КМЖК, бренд «Добавкин») ликвидирует производство майонезов и кетчупов в области. Заявление о самобанкротстве компании уже принято к производству арбитражным судом региона. В числе причин собственник предприятия, депутат Курской облдумы Сергей Стародубцев, называет высокую конкуренцию — прежде всего с лидером рынка масложировым холдингом «Эфко», а также падение рынка майонезов из-за пропаганды вреда продукта для здоровья. Эксперты отмечают, что в таких условиях средним компаниям приходится перепрофилировать свою деятельность или объединяться между собой.

«Нишу низкокалорийных майонезов мы заняли 13 лет назад, оттянув на себя серьезную долю рынка. Но вышедший летом закон запрещает называть майонезы 20-30% жирности майонезами. Теперь их следует называть соусы, а это уже совершенно другой продукт», — пояснил Сергей Стародубцев. В результате с лета 2012 года объемы производства у КМЖК упали в три раза — с более 1 тыс. т майонеза в месяц до 200 т в месяц. «Это не позволяет далее содержать компанию, несколько месяцев мы проработали в убыток», — отметил господин Стародубцев. Он подчеркнул, что коллектив перейдет на производство кваса «Утоляев».

В комитете пищевой и перерабатывающей промышленности области отметили, что «майонез был хорошим по качеству» и «не исключено, что производство на заводе будет возобновлено». Впрочем, там не пояснили, кого видят в качестве нового инвестора. «Это был единственный производитель майонеза в регионе. По кетчупам и соусам есть еще один завод — Обоянский», — добавили в ведомстве.

ООО «Курская масложировая компания» основано в 2001 году. Помимо майонеза «Добавкин» компания производит майонезы под брендами «Марьинский», «Светел», «Семь Восьмых», а также классический, острый и шашлычный кетчупы и томатную пасту. Территория распространения: Курская, Воронежская, Липецкая, Брянская, Тамбовская области, часть продукции экспортировалась в Прибалтику и Молдавию. Может производить более 1 тыс. т продукции в месяц. Сергей Стародубцев также развивает в регионе ООО «Курский квас» (бренд «Утоляев») и строительное направление. По данным kartoteka.ru, выручка КМЖК за 2011 год составила 198,589 млн руб., чистая прибыль — 8,838 млн руб.

По данным господина Стародубцева, на производстве низкокалорийного майонеза в центральной части России специализировались четыре компании. Одну из них, подмосковный Ногинский масложировой комбинат, купил холдинг «Эфко». Остались компании «Мака» и «Тогрус», также находящиеся в Подмосковье, которые недавно объединились в единую структуру. По данным из открытых источников, в 2012 году весь рынок майонеза РФ составил 791 тыс. т, примерно 40% от этого объема — низкокалорийные майонезы.

Главной тенденцией на рынке майонеза остается сокращение его натурального объема на фоне незначительного прироста в денежном выражении, отмечает гендиректор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. По данным компании, в 2012 году рынок в натуральном выражении потерял 0,7% (1,1% — в 2011-м), в денежном — вырос на 2,1% (до $1,66 млрд, в 2011-м — на 4,6%). «Сокращается и потребление продукта: в 2011 году — на 1,2%, в текущем — как минимум на 1,4%. Тем не менее на майонез приходится 72% рынка соусов и заправок. За ним следует кетчуп с 19% рынка», — подчеркнул господин Клепиков. При этом характерной ему видится тенденция роста спроса на жирные майонезы (68,3% рынка в натуральном выражении в 2012 году, рост 3,2%), а средне- и низкокалорийные майонезы демонстрируют отрицательную динамику. Не утратил актуальности тренд усиления роли региональных производителей на рынке, отмечает господин Клепиков: «Если в 2004 году их доля не превышала 13%, то по итогам 2012 года они заберут чуть более половины рынка».

Гендиректор ГК «Эфко» Евгений Ляшенко отмечает, что тенденция к уменьшению доли на рынке низкоценового сегмента майонеза в последние два года связана как с ужесточением ГОСТа, так и со сменой приоритетов потребителей, которые «готовы заплатить на 3-5 руб. больше, чтобы получить более качественный майонез». «По нашим данным, последние несколько лет объемы производства у курян ежегодно падали на 30-40%», — подчеркнул господин Ляшенко.

Гендиректор подмосковной компании «Мака» Андрей Текуцкий также отметил сложность рыночной ситуации — в частности, из-за тенденции захвата розничного рынка торговыми сетями, требующими не менее 27% наценки при минимальной марже самого производителя (7-8%). В таких условиях средним компаниям с объемом производства до 1 тыс. т в месяц приходится перепрофилировать свою деятельность или объединяться между собой, чтобы продолжать функционировать в пределах линии нерентабельности. Ее господин Текуцкий оценил в 500 т продукции в месяц. В качестве примера он привел объединение компаний «Мака» и «Тогрус»: «Минимизировав расходную часть, мы сохранили объемы, стабильно удерживаем свои 3,5-4% рынка, находясь посередине между гигантами вроде “Эфко” и собственными торговыми марками крупных ритейлеров».

Полную версию статьи Вы сможете найти здесь


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO