04-06-2013
ГАЗЕТА.РУ: Экспонаты трогать рукамиИнформационные технологии все сильнее затрагивают и такую консервативную сферу как музеи. Характерная черта современных музеев, особенно музеев научного профиля — интерактивность. Располагаются такие музеи иногда в самых неожиданных для музея местах, например, в небоскребах, в современных бизнес-центрах. Грань между экспонированием, изучением и научным экспериментом в интерактивных музеях — практически стирается. Сталкиваясь с вызовами современности, которую все чаще называют «цифровой», музеи активно ищут новые формы взаимодействия с посетителем, в том числе за счет создания интерактивных экспонатов, которые не только можно, но и нужно «трогать руками». «Интерактивность стала необходимой составляющей любого современного музея, особенно научного», - уверен гендиректор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. Музеи нового типа предполагают, что посетители будут активно обсуждать друг с другом увиденное, проводить собственные эксперименты, конструировать, делать открытия. Вовлечение детей и взрослых в науку через посещение интерактивных музеев, по словам экспертов, должно внести существенный вклад в популяризацию естественно-научных профессий. При этом современные музеи не забывают и о своей «классической» задаче — привлечении потока туристов. Одной из ключевых особенностей интерактивных музеев является персонализированный подход к посетителю, которому предоставляется свобода действий. Достигается это посредством двух обязательных инструментов – информационных технологий и игр. «Обучение через развлечение позволяет сформировать в ребенке, да и во взрослом человеке, ощущение свободы творчества и познания, привычку познавать, просто оглянувшись вокруг», — подчеркивает член совета директоров музея «Экспериментаниум» Наталия Потапова. В арсенале современных музейных технологий, как правило, имеются видеошоу, панорамные проекции, задействуются виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое. Аудиогиды, интерактивные панели и мобильные приложения перекладывает значительную часть работы на самого посетителя, благодаря этому у него появляется интерес, уточняется представление о том, что ему хотелось бы посмотреть, послушать, о чем узнать. В результате экскурсия по интерактивному музею превращается в увлекательное приключение с продуманным сценарием, игровыми заданиями и призами для участников. Рассуждая о перспективах развития интерактивных музеев в России, многие эксперты склоняются к тому, что такой музей оптимально размещать на специализированных площадках. «На мой взгляд, лучше всего открывать интерактивные музеи в местах культурного отдыха: в креативных пространствах, досуговых центрах, на туристических маршрутах», - считает гендиректор музея занимательной науки «ЛабиринтУм» Максимилиан Пивоваров. Впрочем, подобные музеи подчас выбирают самые неожиданные места для своего существования. Так, один из ведущих американских музеев High Museum of Art расположился в небоскребе Georgia-Pacific Tower в Атланте (здание, построенное в 1982 году, долгое время было одним из самых высоких небоскребов в США). В России на подобный эксперимент собираются пойти в петербургском «Лахта-центре», на территории которого расположатся интерактивный музей, с десяток высокотехнологических лабораторий, инфо-коммуникационный узел с медиатекой и системами когнитивной визуализации, а также презентационные площадки. Такое планировочное привнесет синергетический эффект как в деятельность музея, так и в функционирование самого бизнес-центра, рассказывает исполнительный директор компании-застройщика ОДЦ «Охта» Александр Бобков. Первые в России интерактивные музеи появились несколько лет назад. Наиболее известные из них – музей «Лунариум» (находится в Большом планетарии Москвы), столичный музей занимательных наук «Экспериментаниум», а также питерский «ЛабиринтУм». Экспозиция музея «Лунариум» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса» и представляет собой более восьмидесяти экспонатов, которые в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления природы. В «Экспериментаниуме» каждый может принять участие в опытах и экспериментах. Более 300 интерактивных экспонатов музея увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии и головоломки. В питерском музее «ЛабиринтУм» - более 60 экспонатов, которые наглядно демонстрируют принципы действия различных законов физики и объясняют природу происхождения самых удивительных и красивых явлений окружающего мира. Например, в «Черной комнате» можно поймать свою тень или создать молнию. К 2018 году в полном смысле слова интерактивным станет и Политехнический музей. Первые шаги к этому уже предпринимались. Например, пробный проект музея «Бомба заговорила». «Мы создали интерактивную оболочку для модели атомной бомбы, чтобы дать посетителям доступ к интереснейшей и обширной информации, связанной с этим объектом», - рассказывает директор Государственного Политехнического музея в Москве Борис Салтыков. По его словам, после того, как экспонат стал интерактивным, посетители начали выстраиваться в очередь, чтобы взглянуть на него. Стоит отметить, что вовлечение посетителей музея в «диалог» с экспонатами направлено и на решение задачи популяризации науки. «Наука стала очень модной, поскольку многое в ней связано с инновациями», - отмечает заместитель исполнительного директора, директор по развитию новых проектов Фонда «Династия» Роза Хацкелевич. По ее словам, молодежь полюбила научные лекции, насыщенные эффектным визуальным материалом, научно-популярные выставки, интернет порталы, где можно чуть ли не on-line наблюдать за научными экспериментами. Также молодежи оказались по вкусу новые формы «научного» искусства science-art и новые формы популяризации научного знания, например science-slam, где ведущие ученые в сжатой игровой форме представляют широкой, публике суть своих работ. «Популяризировать науку необходимо, так как благодаря этому создается среда, в которой могут появиться будущие ученые», — отмечает представитель в России британского агентства Event Communications Сергей Стафеев. Тот же музей в Лахте, к примеру, кроме образовательной и социальной функций будет решать и практическую задачу — привлекать в производственный, добывающий сектора экономики молодых людей, отмечает Александр Бобков. «С помощью интерактивного музея мы хотим заинтересовать детей и подростков реальной наукой и интересными профессиями, дать им возможность в игровой форме получать уникальные знания и готовиться к выбору будущей специальности», - говорит он. Полную версию статьи Вы сможете найти здесь | ||
|