19-08-2013

КОМПЬЮТЕРРА: Рубежи e-commerce: к каким «контрольным цифрам» стоит стремиться отечественной электронной коммерции?

Обозреватель New York Post Терри Кинэн с некоторым недоумением пишет (Russian bear rises with Putin), что экономика России стала крупнейшей в Европе, и заняла, по мнению Всемирного банка, пятое место в мире. Изобилие природных ресурсов, энергетическая независимость (первый производитель нефти на планете, а США – первый импортёр), сбалансированный бюджет с госдолгом менее 10% и безработица – «завидные» 5,4%. А рождаемость (важный интегральный показатель настроений общества) в России превысила американскую.

Даже в глухом Нечерноземье у свежепокрытых синтетической черепицей домов ярко покрашенные штакетники и наличники. В палисадничках – цветники. Знакомый фермер ворчит, что в селе решением схода запретили держать скотину, и ему пришлось установить на лугу вагончик, и обнести пастбище электрическим забором (электронный пастух – непременный атрибут советских выставок детского технического творчества, который никогда нельзя было увидеть в работе).

Предоставив заокеанским журналистам судить, насколько успешно правительство «on his way to his goal of restoring Russia to superpower status», отметим, что никогда – минимум за последнюю сотню лет – население страны не обладало такими суммами денег на руках. (Массовое строительство заводов и объектов инфраструктуры происходило при весьма скромных доходах населения…) Но для того, чтобы конвертировать деньги в уровень жизни, их хорошо бы потратить выгодно. А с этим у нас в стране не слишком хорошо – стоит сравнить розничные цены и ассортимент с зарубежными, и выкладки экономистов Всемирного банка становятся довольно сомнительными.

Но – покупкам в розничной сети существует реальная и привлекательная альтернатива. Электронная коммерция, она же интернет-торговля. Давайте же посмотрим, как обстоят дела с ней в нашей стране. Для этого сопоставим данные от нескольких вполне авторитетных источников.

На свежем, от 9 августа 2013 года графике от SearchLaboratory.com мы видим, что объём интернет-торговли в нашей стране оценён в 4 миллиарда фунтов стерлингов. (Курс его, грубо говоря, 51 рубль или 1,5 доллара.) А вот согласно Euromonitor International объем отечественной электронной коммерции примерно 10,5 миллиардов долларов. По результатам же оценок, выполненных inFOLIO Research Group, объем рынка сетевой коммерции в России достиг в 2012 году 325 миллиардов рублей, что хорошо сходится с данными от Euromonitor International, и заметно выше с цифрами, использованными SearchLaboratory. Но, впрочем, разброс цифр по электронной коммерции лежит примерно в таком же интервале, как и тот, где «гуляют» оценки объема отечественного ИТ-рынка. И нам важны не абсолюты, а сопоставления цифр. И вот тут-то мы видим, что хотя российская экономика и крупнейшая в Европе, но в киберкоммерческом пространстве ей особо хвастаться нечем. Втрое уступая итальянским 12 миллиардам; более, чем вшестеро – германским 25 миллиардам фунтов. Далеко впереди лидер электронно-торговой Европы – Соединенное Королевство с 58 миллиардами. Передовик же планетарный – США, 174 миллиарда

А вот выше мы видим поразительно интересные цифры, вычисленные SearchLaboratory. Это – годовой объем электронных покупок, приходящихся в различных странах на одного пользователя Интернета. И вот тут-то мы наблюдаем довольно грустную картину. Средний рунетчик купил самым рентабельным способом (даже правительственная «Российская газета» говорит о достоинствах цифровых связей между онлайн-торговцами и дешевой производственной базой в Китае) товаров всего лишь на 63 фунта.

Это, конечно, почти втрое больше, чем отоварились средние индус с китайцем, но в 18 (цифра прописью – восемнадцать!) раз меньше, чем лидирующий в списке (отсюда и фунты) британец. В 16 раз меньше, чем житель лояльного доминиона – Австралии. В одиннадцать раз, чем жители мятежных британских колоний, янки; с их повальной автомобилизацией и очень удобными торговыми центрами с огромными парковками, искусство делать выгодные покупки в них американец впитывает с молоком матери… Более чем в девять раз меньше француза – а наши соотечественницы из среднего класса устремляются именно в Галлию за покупками. Почти в девять раз меньше, чем житель очень небольшой Японии.

Интернет продажи составили у нас лишь, по различным оценкам, от 1,6% до 2% ВВП – по сравнению с Великобританией и США, где составляют до 10% ВВП, это крайне мало… И, еще раз бросим взгляд на график сверху – очень мал у нас объем интернет-покупок на пользователя.

Но числу обитателей рунета прочат стабильный и заметный рост. И график выше от SearchLaboratory, содержащий прогнозы по ряду стран. И графики ниже, от Яндекс, с разбивкой по регионам, где показывается, что численность российского сегмента Сети стабильно росла, и как она распределена в зависимости от типа населённых пунктов.

Хотя, как мы видим, между регионами сохраняется весьма высокое «цифровое неравенство»… Которое, как будем надеяться, будет преодолеваться.

Во всяком случае, данные, использованные SearchLaboratory предсказывают весьма высокий рост доли населения России, имеющих доступ к Сети. С 2011 до 2013 года она должна увеличится с 43% до 72%, что весьма оптимистично.

И рост объемов интернет-торговли в нашей стране предсказывается существенный. И на графике выше; и по оценкам inFOLIO Research Group: «при сохранении существующих темпов роста к 2017 году рынок перешагнет планку в 500 млрд руб., а к 2020-му – 650 млрд.».

Более, чем вдвое!

Так что – перейдём к выводам. У населения России есть внушительное количество денег. У него есть потребность в недорогих и удобных покупках. Россия куда плотнее покрыта Сетью, чем Бразилия… А бразильский пользователь интернета делает покупок на сумму в два с половиной раза большую, чем наш соотечественник. Но ведь для нас куда актуальней опыт Австралии – развитой страны с преимущественно сырьевым экспортом и с расстояниями, сравнимыми только с нашими! А житель края кенгуру делает сетевых покупок на сумму в шестнадцать раз большую, чем в наших медвежьих углах! Ну хорошо, учтём, что ВВП на душу австралийца (по паритету покупательной способности, тому показателю, что позволяет Всемирному банку ставить Россию на первое место в Европе) 44462 «международных» доллара, а россиянина – только 23549. Но и тогда отечественной интернет-коммерции вполне можно б подрасти раз в восемь, а не вдвое!

И вот тут-то на сцену должны выйти воля и предпринимательская инициатива. Может быть стоит воспользоваться сочетанием недостатков оффлайновой торговли с развитием коммуникаций онлайновых, сетевых, для того, чтобы придать электронной коммерции ускорение, позволяющее обогнать цифры самых оптимистических прогнозов. Ведь нужна лишь организация, да достаточно простые технические средства, вроде почтовых терминалов, о которых мы рассказывали в прошлый раз. И развитая электронная коммерция, возникшая благодаря ИТ-отрасли, вполне может создать новую волну спроса на товары и услуги информационных технологий. А бабушки в деревнях смогут получать у почтоматов банку краски и пакет семян так же привычно, как они ныне читают прогноз погоды в смартфоне


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO