01-11-2013
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА: Баранка напрокатКазалось бы, при неуклонно растущем спросе на автомобили, подкрепляемом привлекательными кредитными программами, фирмы, предлагающие авто в аренду, должны постепенно остаться без клиентов. Между тем этого не происходит. Напротив, с каждым годом в крупных городах таких компаний становится все больше, а объемы рынка растут. Микропарк откроет каждый По данным исследовательского агентства inFOLIO Research Group, общий объем российского рынка аренды и проката автомобилей в 2012 году составил 21,8 миллиарда рублей, продемонстрировав рост в 4,3 процента по сравнению с предыдущим годом. По оценкам исследователей, всего в аренду сдавалось 27,2 тысячи машин. Правда, 76 процентов из них ездили по Москве и Санкт-Петербургу. Таким образом, во всей остальной России в прокате было лишь немногим более 6,5 тысячи авто. На рынке Екатеринбурга и Свердловской области сейчас работают, по разным оценкам, от двух до четырех десятков компаний, сдающих авто напрокат. Большинство из них - до 90 процентов - это микропредприятия со штатом сотрудников в два-три человека и аналогичным по величине парком автомобилей. Такие фирмы быстро появляются и часто столь же быстро исчезают, но общее их количество уже несколько лет держится примерно на одном уровне. - Многие предприниматели, которые собираются работать на этом рынке, не брезгуют воровством идей, - пожаловалась на неэтичность коллег менеджер по рекламе и PR одного из агентств по аренде автомобилей Анна Дубровских. - Они хотят открыть бизнес, используя чужой опыт, чтобы меньше тратить самим. Копируют у крупных игроков и условия проката, и требования к арендаторам, и договоры на аренду, и прочую документацию. Встречают клиента у трапа Впрочем, крупных "акул" - федеральные и международные компании, которые работают в Свердловской области уже с десяток лет, - такое положение дел, судя по всему, не слишком беспокоит. Большинство из них заняло достаточную долю местного рынка и чувствует себя довольно уверенно, так что может себе позволить такого рода "благотворительность". Их парк автомобилей значительно богаче, чем у мелких коллег. В некоторых случаях он вырастает до полусотни машин, в основном иномарок от экономкласса до премиум. Ориентируются такие компании уже не на случайно забредшего к ним автомобилиста, сдавшего своего "коня" в автосервис и подыскивающего ему временную замену, а на хорошо обеспеченного, как правило, корпоративного клиента. Целевая аудитория - бизнесмены, прилетевшие в город по делам на два-три дня, которые нуждаются в свободном передвижении. А вот между собой у "акул" разворачивается довольно серьезная конкуренция. Три крупнейшие компании - одна екатеринбургская и две международные - в стремлении быть ближе к потенциальным клиентам открыли дополнительные пункты выдачи автомобилей прямо в аэропорту. Они наперебой предлагают "высочайший уровень сервиса", "соблюдение самых высоких стандартов безопасности", "персональный подход в решении транспортных проблем каждого клиента" и так далее. Порой это соперничество доходит до экзотики. К примеру, одна из компаний предлагает гостям Екатеринбурга взять напрокат автомобиль, которым будет управлять англоговорящий водитель. Лимузин не вырастет На корпоративный сектор, по оценкам аналитиков, в общей сложности приходится 42 процента всех запросов на аренду автомобилей. Именно за эти заказы борются крупные компании. За остальных клиентов способны посоперничать и небольшие. В 39 процентах случаев автомобили арендуют на свадьбы, в 16 процентах - просто для личных нужд (чаще всего на время ремонта собственного авто) и наконец три процента запросов поступает от туристов, желающих самостоятельно осмотреть окрестности города. - Наибольший потенциал роста сосредоточен в сегменте проката автомобилей частными лицами. В 2012 году он вырос на 13,7 процента, - говорит представитель исследовательского агентства Борис Хорев. - Остальные сектора демонстрируют динамику, стремящуюся к нулю: сегмент аренды и проката автомобилей для свадебных торжеств, скорее всего, достиг максимума и растет только за счет цен; в туристическом секторе услуга изначально непопулярна из-за слишком больших расстояний между местами посещений. Парадоксально, но, по прогнозам, спрос со стороны частных клиентов будет расти именно благодаря быстрым темпам автомобилизации населения. Все больше людей и дня не могут прожить без автомобиля. Аренда как раз дает возможность не пересаживаться на общественный транспорт даже тогда, когда твоя собственная машина временно не на ходу или только что продана. Подтверждают это и игроки рынка. Так, Светлана Щипачева, коммерческий директор одной из компаний, предлагающих аренду автомобиля без водителя, отмечает: около половины их клиентов - это люди, по разным причинам ненадолго оставшиеся без собственного авто. По данным исследования ВЦИОМ, 56 процентов россиян, имеющих автомобиль, не готовы отказаться от пользования этим благом цивилизации ни при каких обстоятельствах. Главная тому причина - нежелание лишиться комфорта. - Наибольшим спросом пользуются бюджетные автомобили, ведь все хотят сэкономить, - рассказывает Анна Дубровских, - хотя есть и такие клиенты, которые заказывают автомобили подороже. Например, если человек несколько лет подряд водил собственную иномарку: такой за руль отечественного авто если и сядет, то крайне неохотно. Правда, удовольствие порулить арендованной машиной обойдется заядлому автомобилисту весьма недешево. Цены на рынке проката машин у всех компаний примерно одинаковые. Отечественная "Лада" четырнадцатой модели будет стоить в среднем 1200 рублей в сутки плюс стоимость бензина, иномарка экономкласса - от полутора до пяти тысяч рублей. Таким образом, за месяц аренды "Лады" придется заплатить примерно столько же, сколько за месяц найма хорошей двухкомнатной квартиры в центре Екатеринбурга. Полную версию статьи Вы сможете найти здесь | ||
|