07-07-2009

SALES BUSINESS: Топ-7 Новостей

 

Временный мораторий на сухое молоко из Белоруссии

Что случилось

Министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник заявила, что Белоруссия готова временно прекратить поставки сухого молока в Россию. Таким образом, в период так называемого большого молока с 15 июля по 30 сентября российские перерабатывающие предприятия для изготовления сухого молока будут приобретать продукцию у российских сельхозпроизводителей. «В целях урегулирования этой ситуации мы совместно с белорусской стороной скорректировали баланс спроса и предложения союзного государства по молоку и молочным продуктам на 2009 год в сторону уменьшения поставок в Россию сухого молока из Белоруссии», – отметила министр.

Ранее Роспотребнадзор ввел запрет на ряд молочной продукции из Белоруссии в связи с тем, что производители не переоформили разрешительную документацию в соответствии с требованиями российского технического регламента на молочную продукцию.

Кому выгодно

В министерстве сельского хозяйства считают, что ограничение поставок дешевого сухого молока из Белоруссии поддержит российский рынок и будет стимулом для отечественных предприятий покупать цельное молоко у российских производителей. Ранее для этого были введены интервенции на рынке сухого молока: предполагается выкупать от трети до половины выпускаемого в стране сухого молока. Планируется, что производители сырого молока будут заключать договоры с предприятиями-переработчиками на право получения сухого цельного и сухого обезжиренного молока в счет поставок сырого молока.

По мнению участников рынка, мораторий на белорусское сухое молоко показал: пришло время для того, чтобы вся цепочка от производства до переработки молока претерпела обновление. Алтайские молочные переработчики, например, считают, что надо подумать над тем, как научиться получать дешевое молоко и как сократить производственные издержки.

2. Nissan официально запустил производство в Петербурге

Что случилось

Мощности завода Nissan, строительство которого началось в Санкт-Петербурге два года назад, рассчитаны на изготовление 50 тыс. автомобилей в год. Но до конца этого года компания планирует выпустить не более 10 тыс. машин. В Nissan говорят, что полностью загрузить производственные мощности удастся только к 2011 году. Чтобы это сделать, кзапланированным седанам Teana и кроссоверам X-Trail Nissan собирается добавить бюджетный автомобиль в рамках альянса с Renault или Автовазом.тобы это сделать, кTeana и кроссоверам X-Trail собирается добавить бюджетный автомобиль в рамках альянса с Renault или Автовазом.У экспертов пока нет однозначного мнения об эффективности такого объединения.

Кому выгодно

Андрей Бадьин, партнер Санкт-Петербургского консалтингового бюро «Тамберг & Бадьин», считает такое решение риском для корпорации: «Nissan имеет смысл либо создавать свой бюджетный автомобиль, либо объединяться с тем производителем, у которого есть успешный опыт создания бюджетных автомобилей. Альянс с Автовазом, у которого двадцать лет не было успешных моделей, как минимум странен». Однако ряд экспертов, мнение которых вполне обосновано, рисуют радужные перспективы для отечественного автопрома и, в частности, для Автоваза. «Так, в мае рост продаж продукции предприятия в отдельных салонах достигал 100 процентов, что во многом связано с ценовым позиционированием», – отмечает Олег Клепиков, генеральный директор компании inFOLIO Research Group. В этой связи следует ожидать перераспределения долей реализации в пользу более низкого ценового сегмента и возможной успешности совместного проекта бюджетного автомобиля от Nissan-Renault и Автоваза. Заявления о выпуске экономных моделей еще ранее были озвучены целым рядом зарубежных производителей, в числе которых Toyota, PSA/Peugeot-Citroen, GM. Вероятно,  в этом сегменте может наметиться обострение конкуренции. А вот что настораживает участников рынка в планах Nissan, так это сроки реализации такого проекта.

3. Ритейлеры разработали кодекс работы с поставщиками

Что случилось

Ассоциация компаний розничной торговли утвердила кодекс добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания. Документ содержит описание сетями критериев отбора поставщиков, ответственности сторон за нарушение поставок и оплаты и другие условия сотрудничества. Кодексом предусматривается создание двух перечней социально-значимой продукции, по которым ритейлеры ограничивают отсрочки платежей до 14 и 30 календарных дней, а также отменяют все виды платежей, за исключением оплаты логистических услуг.

Кому выгодно

Эта практика, по мнению Петра Седых, коммерческого директора «ИнтерПортфолио», положительным образом скажется на деятельности поставщиков социально значимых товаров и, возможно, даже приведет к снижению цен на некоторую продукцию. Но эксперт добавляет: «К сожалению, это никак не повлияет на работу тех поставщиков, продукты которых не попали в список социальных. Хотя высокие цены на большинство товаров во многом обусловлены постоянно растущими расходами, которые вынуждены нести компании, работающие с сетевыми магазинами».

Маркетологи настроены более скептически. Они отмечают, что кодекс – реакция на социально-ориентированную политику государства, а также на особенно усиливающееся в кризисный период внимание к взаимоотношениям поставщиков и сетевого ритейла. Но документ оперирует в основном размытыми формулировками. Такие фразы, как «чрезмерные выгоды», «успешное сдерживание цен» и другие, не позволяют конкретизировать условия, оставляют практически ничем не ограниченное пространство для маневра, исключая лишь действительно вопиющие случаи. Перечень социально-значимой продукции пока не опубликован, а их эффективность без возможности соотнести эти меры с самим объектом действия весьма туманна.

4. «Эльдорадо» и «Хоум кредит» предлагают кредиты со страховкой от потери работы

Что случилось

Сеть электроники и бытовой техники «Эльдорадо» решила увеличить кредитные продажи и предложила совместно с банком «Хоум кредит» программу, страхующую заемщиков от финансовых рисков, связанных с потерей работы. В случае увольнения страхователя страховая компания оплатит кредит за приобретенную им продукцию. В «Эльдорадо» считают, что таким образом клиентам станет легче в условиях кризиса принимать решение о покупке необходимой бытовой техники, за счет чего кредитные продажи в сети вырастут на 20 процентов.

Кому выгодно

Вполне понятно, что после вхождения в структуру собственности торговой сети «Эльдорадо» чешская PPF Group стремится не допускать перераспределения финансовых потоков в пользу третьих лиц. Именно этим, по мнению экспертов, в основе своей и обеспечивается тесное сотрудничество ритейлера и банка «Хоум кредит». «Что касается предложения, его можно рассматривать как адекватный шаг в сложившейся ситуации (массовое сокращение рынка труда, значительное падение продаж, снижение роста розничных кредитных портфелей банков), а также как движение к давно ожидаемой населением либерализации кредитной политики банков, которая уже давно стала нормой в любом развитом западном государстве», – говорит генеральный директор компании inFOLIO Research Group Олег Клепиков. Однако чаяния относительно 20 процентов роста кредитных продаж на практике могут и не подтвердиться, так как львиная доля ассортимента, приобретаемого населением в кредит, относится к товарами отложенного спроса. По мнению экспертов, они не будут демонстрировать столь существенной динамики в ближнесрочном периоде, таким образом, продажи не смогут перешагнуть 15-процентный рубеж роста».

5. Компанию Sela привлекли малые города

Что случилось

Одежная сеть Sela в поисках дополнительной эффективности решила освоить рынок малых городов России (до 70 тыс. жителей). Теперь ее партнеры-франчайзи смогут открывать там совсем небольшие торговые точки площадью от 30 кв. м.

Инвестиции в такой формат минимальны и по расчетам Sela могут составить от 15 тыс. долларов, что в три раза меньше инвестиции в стандартный магазин прежнего формата. До конца года в малых городах планируется открыть около 50 магазинов. В компании считают, что это позволит увеличить оборот сети на 5–10 процентов.

Кому выгодно

Необходимый объем инвестиций в этом случае зависит от исходного состояния помещения и от того, что Sela хочет видеть на выходе. «15 тысяч долларов – вполне реальная цифра, – говорит управляющий компании «ВС-оценка» Василий Иллювиев. – Эффективность и выгода для обеих сторон заключается в схеме поставки товара. Если товарный кредит, то для магазина это нормально, а для продавца в кризис товарный кредит просто счастье. Если, наоборот, это не кредит, а выкуп или консигнация, то для магазинчика такие условия могут стать неприемлемыми, поскольку потребуют оборотного капитала, с которым сейчас у всех проблема». С другой стороны, считает Иллювиев, у сети, которая раздает товарные кредиты по всей России в маленьких городах, неминуемо возникнет проблема администрирования дебиторской задолженности, поскольку многие будут платить не очень аккуратно. Такие населенные пункты очень разные – платежеспособные и совсем нет. «Но мест, где эта идея будет встречена на ура, в России великое множество, надо просто серьезно подойти к формированию их списка», резюмирует эксперт. Плюсы проекта для Sela заключаются в увеличении географии продаж и диверсификации рисков падения спроса. Теоретически компания может позволить себе в скором времени забыть про старый бизнес и специализироваться только на маленьких городах и таких же форматах, считает эксперт.

6. Низкобюджетная авиакомпания «Авианова» начинает полеты

Что случилось

На рынок экономичных авиаперевозок выходит новый игрок. Низкобюджетный оператор «Авианова», которого создает инвестиционная компания А1 вместе с американским инвестфондом Indigo, с июля собирается открыть полеты по России на Airbus A320 при цене билетов от 250 рублей. Международных маршрутов компания пока не планирует. Ожидается, что цены на билеты нового перевозчика будут на 30–40 процентов ниже, чем у других регулярных авиакомпаний. В Sky Express, пока единственном российском авиаперевозчике сегмента low-cost, считают, что это позитивно скажется на развитии рынка бюджетной пассажирской авиации.

Кому выгодно

В наибольшей мере проект составит конкуренцию традиционным перевозчикам, находящимся сегодня не в самом лучшем положении, отмечает руководитель пресс-службы авиакомпании Sky Express Виталий Коренюгин: «Понимая экономику подобной модели бизнеса, познав на собственном опыте сложности ее реализации на российском рынке, мы полагаем, что инициаторов проекта ждут немалые трудности. Также потребуются значительные долгосрочные инвестиции». Среди вероятных проблем можно выделить то же, с чем столкнулся в свое время Sky Express: таможенные формальности, высокие таможенные пошлины, отсутствие технических провайдеров и складов запасных частей на зарубежные воздушные суда, плюс ко всему этому падение спроса на авиаперевозки. «А также ценовые войны с традиционными авиакомпаниями и наличие матерого Sky Express, – говорит Виталий Коренюгин. – Пока не понятна стратегия развития нового перевозчика, маршрутная сеть, поэтому говорить о реальном конкуренте несколько рановато. Мы диверсифицировали свою модель, оптимизировав системы бронирования и каналы продаж. «Авианова», видимо, будет развиваться по нашей модели двухлетней давности. Времена изменились. Что компания привнесет на рынок, покажет время».

7. Сбербанк будет управлять «плохими» ритейлерами

Что случилось

Сбербанк создает дочернюю структуру, которая будет управлять собственностью «плохих» ритейлеров. Эти активы достались банку в счет погашения кредитных долгов. Компания появится на базе «Мосмарта» и активов недвижимости «Алпи». Но этот список может расшириться: среди заемщиков Сбербанка немало других сетей, просрочивших обязательства по кредитам и находящихся на грани банкротства. Сбербанк планирует оставить за собой право собственности на объекты недвижимости, а для решения операционных задач новой структуры привлечь сторонних частных инвесторов.

Кому выгодно

Аналитики считают, что проект в целом выглядит перспективно. «В результате эффективного объединения этих сетей на рынке, действительно, может появиться новый сравнительно большой по масштабам бизнеса оператор, – говорит аналитик УК «Финам-менеджмент» Максим Клягин. – Однако на рынок в среднесрочной перспективе существенного влияния создание такой компании, скорее всего не окажет. Уровень консолидации рынка розничной торговли остается весьма невысоким, а конкурентная среда – относительно комфортной». Эксперт отмечает, что с ожидаемым ростом реальных банкротств в сфере девелопмента коммерческой недвижимости и в розничной торговле подобные прецеденты могут возникать и дальше. «Не исключается, что в среднесрочный период некоторые банки и финансовые организации могут стать достаточно крупными собственниками различных объектов жилой и коммерческой недвижимости, выступавших в качестве залогового обеспечения по кредитам, – говорит Клягин. – В условиях продолжающейся коррекции цен и отсутствия крупных покупателей это будет мотивировать их к созданию собственных структур для управления такими проектами. В долгосрочной перспективе наиболее реалистичным выглядит сценарий дальнейшей перепродажи активов профильным игрокам рынка».


← Пресс-центр

(495) 913-48-70

Заявление об отказе от ответственности. Политика конфиденциальности.
Названия «inFOLIO», «inFOLIO Research Group», «inFOLIO GROUP» относятся к одной или нескольким фирмам c ограниченной ответственностью.
© 2017 inFOLIO